«Наша Среда online» — Тема участия в годы Великой Отечественной войны национальных дивизий в боях за Крым остаётся малоизученной. По этой причине многие люди до сих пор путают периоды участия национальных подразделений в тех или иных боевых действиях на территории Крыма. Связано это с тем, что на территории Крыма в составе Красной Армии национальные подразделения воевали в два разных периода. Первый этап – 1942 год, это был самым драматический период для самого Крыма, когда Красная Армия в мае 1942 года повторно оставила г. Керчь, освобождённый в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, а в июле того же года пал г. Севастополь. Весь полуостров оказался оккупированным германскими войсками.
Вместе с тем, 1942 год – это период самого массового участия национальных воинских частей Красной Армии в боевых действиях на территории Крыма, непосредственно на территории Керченского полуострова. К сожалению, из-за ошибок, допущенных советским командованием, все воинские подразделения, действующие в Крыму в составе Крымского фронта понесли значительные потери, многие воинские части в последующем были расформированы. Не стали исключением и национальные части. В тот драматический период, как известно, в составе трёх армий Крымского фронта, действовавших на территории Керченского полуострова, воевали ряд азербайджанских, армянских и грузинских стрелковых дивизий. Как известно, Керченско-Феодосийская десантная операция проводилась в основном силами воинских частей, входящих в состав Закавказского фронта.
Второй, самый яркий этап участия национальных воинских частей в боях за Крым — это 1943-1944 годы, когда в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции и в последующих боях за освобождение Крыма, они действовали в составе Отдельной Приморской армии.
Необходимо уточнить, что в разные годы на территории Крыма в боях против фашистов сражались разные подразделения Красной Армии, хотя некоторые их нумерации и названия совпадали.
К примеру, в 1942 году на Керченском полуострове в составе Крымского фронта одной из отличившихся подразделений была армянская национальная, 390-я стрелковая дивизия, под командованием полковника Симона Закияна (героически погиб, посмертно награждён орденом Ленина). После его смерти, части дивизии воевали под началом будущих легендарных военачальников – Людникова и Бабаяна.
В 1944 году в ходе освобождения Крыма, отличился 390-й стрелковый полк под командованием полковника Ерванда Карапетяна. Это подразделение, наряду с другими отличившимися в ходе освобождения Крыма воинскими частями, получило почётное наименование «Севастопольский». 390-й стрелковый полк входил в состав национальной, армянской, 89-й Таманской стрелковой дивизии (командир генерал-майор Нвер Сафарян). Несмотря на то, что эти воинские части носят номер «390-й», в одном случае, речь идёт про участвовавший в 1944 году в освобождении Керчи и Севастополя 390-й стрелковый полк (входил в состав 89-й ТСД), а в другом – речь про национальную, армянскую стрелковую дивизию, которая сражалась в Крыму в 1942 году. Дивизия понесла значительные потери и была расформирована. Как видим, это разные национальные (армянские) воинские части, носящие номер 390. Другой пример, который часто путают, связан с номером «77». В Крыму, в разные периоды воевало два подразделения с таким номером.
С учётом того, что в 2024 году отмечается 80-летие освобождения Крыма, остановимся на том периоде, где рассказывается про национальные воинские части, отличившиеся в этих боях.
В отличие от 1942 года, когда в составе Крымского фронта действовали по нескольку национальных дивизий из воинов закавказских республик, в 1944 году в боевых действиях на территории Крыма принимали участие только две национальные дивизии – 89-я Таманская и 414-я Анапская стрелковые дивизии. Остальные воинские части, принимавшие участие в освобождении Крыма, были по своему национальному составу многонациональными, основу всех их составляли воины славянских национальностей на более чем 70-90 %.
С распадом СССР национальный вопрос встал остро на всём постсоветском пространстве, во многих местах приведя к локальным кровопролитным войнам. События на Украине после Майдана (речь в первую очередь об уничтожении мирного русскоязычного населения на Донбассе) наглядно показывают то, к чему может привести искажение, переписывание истории и отсутствие должного воспитания молодого поколения. Ведь, в случае необходимости, новому поколению придётся встать на защиту своей Родины, как это делали их предки на священных полях Великой Отечественной войны. По этой причине нельзя молча наблюдать, как обезличиваются конкретные подвиги в ходе освобождения Крыма, а также, как обезличиваются и присваиваются другими вклад и заслуги в победу над фашизмом в том числе, и нашего советского народа.
Ещё одна причина, которая подталкивает к освещению данной национальной темы — это не дать фашизму и национализму поднять голову, как это стало возможным на Украине. Задача каждого, — не допустить спекуляций на национальной почве. Когда кем-то пишется новая страница истории, каким-то образом касающейся Крыма, Большого Кавказа (Северного Кавказа и Закавказья), где многие народы щепетильно относятся к понятиям чести и достоинства, к своему культурному и историческому наследию, необходимо излагать только Правду. Нужно пресекать не только искажение самой истории, но и присвоение чужих заслуг, как одного — конкретного бойца, так и, каких-либо воинских подразделений, частей многонациональной Красной Армии.
Что может случиться, если на корню не пресекать искажение и присвоение чужих заслуг, наглядно продемонстрировали в канун 70-летия победы над фашистской Германией некоторые западные и украинские политики, высказываясь об итогах 2-й Мировой войны и вкладе Украины в победу над фашизмом. Верх такого цинизма — это присвоение заслуг целых фронтов многонациональной Красной Армии, носящих наименование «украинский». Основу всех фронтов Красной Армии составляли, как известно, именно русские по национальности бойцы и командиры, а затем, лишь представители других народов, вклад которых в разгром фашистской Германии не менее значим, но скромнее.
Без правдивого подхода в освещении любых вопросов, связанных с Великой Отечественной войной, будет нарушено гармоничное развитие и взаимодействие между всеми народами, внёсшими вклад в дело Победы над немецко-фашистскими захватчиками, проживающими не только в Российской Федерации, но и на всём постсоветском пространстве.
Ложный подход в освещении истории Великой Отечественной войны наносит серьёзный удар по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, интернационализма, уважения к национальному, религиозному и культурному многообразию народов России. Особенно актуально это для многонационального Крыма, где по итогам последней переписи, проживают представители более 170 наций и народностей.
Национальная, армянская и грузинская….
В боях за освобождение Крымского полуострова и городов Керчь и Севастополь в составе Отдельной Приморской армии приняли участие и покрыли себя неувядаемой славой две национальные дивизии Красной Армии – 89-я Таманская и 414-я Анапская стрелковые дивизии. Армяне и грузины – несколько тысяч бойцов данных дивизий два и более раз в боях за Крым награждались орденами и медалями. Боевая слава доставалась этим двум дивизиям дорогой ценой: более 1,5 тысячи армян и грузин, остались навечно лежать на крымской земле. Памятники воинам армянам и грузинам стоят рядом на Керченском полуострове (в селе Глазовка) и на подступах к Севастополю, у основания высоты «Горная» (10 км Балаклавского шоссе).
Наиболее отличившейся в ходе освобождения Крыма национальной дивизией стала 89-я Таманская стрелковая дивизия, заслужившая в боях за Крым два ордена — Красной Звезды (за Керчь) и Красного Знамени (за Балаклаву и Севастополь). Помимо этого, почётные наименования «Севастопольский», получили два стрелковых полка дивизии – 390-й и 400-й. Отличившись в боях за освобождение Крыма, более 8 тысяч воинов армянской дивизии были награждены боевыми орденами и медалями, две тысячи из которых за Керчь, более шести тысяч за Севастополь. Помимо этого, 8 бойцов дивизии стали полными кавалерами орденов Славы, а 5 – Героями Советского Союза (всего в дивизии 9 Героев Советского Союза, один из которых погиб в боях за освобождение Керчи, похоронен в селе Глазовка на Керченском полуострове).
Родина высоко оценила также подвиги воинов-грузин из второго отличившегося в ходе освобождения Крыма национального подразделения — 414-й Анапской стрелковой дивизии (ком. генерал-майор Валериан Дзабахидзе). Свыше 4-х тысяч её солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, В.И. Папидзе, Г.С. Самхарадзе удостоены звания Героя Советского Союза.
Данная дивизия в ходе освобождения Севастополя, плечом к плечу сражалась рядом с армянской 89-й Таманской стрелковой дивизией, и вместе с 318-й Новороссийской стрелковой дивизией участвовала в штурме высоты «Горная». Каждая из этих дивизий, только в ходе освобождения Севастополя, потеряла сотни бойцов и командиров. Наибольшие потери были в составе многонациональной 318-й НСД, которая потеряла более 700 воинов. В этой дивизии преобладали русские и украинцы, а в вышеуказанных – армяне и грузины. На месте дивизионных кладбищ, существовавших с апреля-мая 1944 года на 10 километре Балаклавского шоссе, на средства правительств Армении и Грузии в 1961 годах были сооружены величественные мемориалы воинам, отдавшим свои жизни за освобождение Крыма. 414-я Анапская стрелковая дивизия после освобождения Крыма, осталась дислоцированной на территории Крыма, войдя в состав Таврического военного округа, в дальнейших боях не участвовала. Более 4-х тысяч воинов дивизии были награждены боевыми орденами и медалями.
С 1974 года, наравне с участвовавшими в освобождении Крыма вышеуказанными национальными подразделениями, принято негласно считать национальной дивизией, участвовавшую в освобождении Крыма, сформированную в октябре-ноябре 1942 года в Дагестане 77-ю Симферопольскую стрелковую дивизию (второго формирования). Это произошло после открытия на Сапун-горе мемориала погибшим воинам этой дивизии, призванными из Азербайджана. Как и в случае с выше рассказанной путаницей с воинскими подразделениями, носящими номер «390», многие путают историю двух подразделений, носящих номер «77». В частности, с подразделением с историей, воевавшей на Крымском полуострове в 1942 году — 77-й Краснознаменной горно-стрелковой дивизией им. С. Орджоникидзе (была расформирована осенью 1942 года, остатки дивизии 3 октября 1942 года были обращены на укомплектование 216-й стрелковой дивизии).
Вартан Григорян (Симферополь)