ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Наша Среда online» — При полном провале политического влияния в Армении, Россия пытается «удержать» её дипломатической риторикой. И сохранить культурный диалог. И развивать так называемую мягкую силу в лице Россотрудничества.
У меня года 3 назад в «Голосе Армения» выходила статья почти уровня манифеста о полном провале культурной миссии России в Армении. Я там описывала, как Россию переиграли западные армянские фонды, как AGBU, продвигающие в Армении в том числе и либеральную повестку в виде фестиваля гендерного кино «Кин».
Статья в первый месяц набрала 5 тысяч просмотров, потом после атаки азербайджанцев на сайт счётчик снова пошёл с нуля. Однако, я думаю, что моя аргументация была принята к сведению теми российскими ведомствами, которым надлежало по роду службы нести ответственность за армянское направление.
Тщетно.
Я много лет пытаюсь выяснить имя нашего атташе по культуре в Армении. И понять, чью работу мы с коллегами выполняем уже 15 лет при полном отсутствии государственного финансирования.
При полном провале России в Армении саму республику ожидает только катастрофа.
Западный Спюрк при отсутствии баланса, поддерживаемого с помощью России, только доломает Армению.
Не надо тешить себя иллюзиями, никакой культурный обмен никогда и ни при каких обстоятельствах не будет создавать фундамент для отношений государств. Пока он не будет встроен в государственную политику с чётко артикулированной идеологией, развиваясь вместе с академической наукой. Только такой подход может помочь вывести из кризиса армяно- российские отношения.
К счастью, такие попытки уже есть. Одной из главных площадок по продвижению российских интересов в Армении остаётся Российско-Армянский университет (РАУ) и его Институт Востоковедения.
Именно Институт Востоковедения РАУ в лице профессора Гарника Асатряна смог выстроить чётко прописанную стратегию по развитию как востоковедения, в которую должны быть встроены в самое ближайшее время российские учёные нового поколения (в РФ дефицит специалистов по Армении, Ирану, Турции, особенно это касается южных регионов страны, которые должны направлять сюда студентов), так и культурных программ.
Два года назад Гарник Серобович Асатрян и глава Россотрудничества в Ереване Вадим Фефилов учредили Международный конкурс арменоведения им. Н.Я. Марра, единственный научный конкурс на русском языке за пределами России. Есть надежда, что в самой России, отданной на варварское разграбление и фальсификацию турко-азербайджанским тандемом, извращающим до полного абсурда историю России в Закавказье, будет понимание, что только армянское востоковедение может придать импульсы для развития отечественному. Так как именно армяне помогали закладывать в Российской Империи востоковедение в Лазаревском институте, и эта школа потом стала основой как в МГИМО, так и в Дипломатической академии МИД РФ.
В Институте Востоковедения РАУ несколько лет успешно работает дискуссионный клуб «Серендипити», открытый профессором Викторией Александровной Аракеловой. Именно такой подход, я повторяю, при полной координации русской культурной миссии с академической наукой Армении, даст долгожданные плоды.