• Пт. Ноя 22nd, 2024

Новые вызовы для российско-армянского культурного сотрудничества

Окт 31, 2022

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В кабинете Валерия Брюсова. Фото: Александра Мощакова

Доклад на заседании российско-армянского политического Лазаревского клуба
(октябрь, 2022 Ереван (Армения))

В это трагическое время для русского и армянского народов в Ереване проходит очередное заседание Лазаревского клуба. Примерно в те же даты, когда 195 лет назад 13 октября 1827 г. русскими войсками генерала Ивана Паскевича после 7-дневного штурма освобождена от персов столица восточной Армении – Эривань (Ереван).

Три года назад, в декабре 2019 года, по итогам Третьего заседания в библиотеке Лазаревского клуба была издана книга «СМИ России и Армении: откровенный разговор». В ней была опубликована моя статья «Актуальные проблемы российско-армянского информационного диалога», где я писала, что армянские и русские купцы наводили экономические мосты задолго до Золотой Орды. А русский (восточнославянский) мир был знаком армянам еще до периода становления и развития древнерусского государства Киевской Руси. Здесь же я писала о сходстве древнеславянской легенды об основании Киева, приведенной летописцем Нестором в «Повести временных лет», с армянской легендой об основании города Куара, сохранившейся в древнеармянском историческом памятнике «История Тарона» Зеноба Глака. В «Повести» летописца есть и конкретные упоминания об армянах и Армении, в частности, о «Великом Айке и Малом Айке».

В своей книге «Черные рыбы. Удинский акафист», которая вышла по итогам Арцахской войны 2020 года в феврале 2022 года в Институте автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона в Ереване, я пишу о том, что в 1238 году в начале марта на реке Сити монгольскими ордами было разбито русское воинство. Под ударом оказались города и села Северо-Восточной Руси. В этот же год на другом краю восточно-христианской ойкумены, в Арцах, князь Хачена Гасан Джалал Дола достраивал Гандзасар, волшебный собор с зонтичной кровлей, вместилище реликвии – головы Иоанна Крестителя.

Да, русско-армянские сакральные поля обширны и наполнены великими смыслами. Но давайте зададим себе вопрос: достаточно глубоко русский и армянский народ познали друг друга на протяжении этих веков?

Сегодня мне кажется, что нет. Хотя наши культуры близки друг другу.

Истоки проблем восприятия ценностей и исторического опыта друг друга, пожалуй, лежат в том времени, когда род Лазаревых вышел из персидского Исфахана и направился в сторону Астрахани. Очень скоро армянское купечество, воинство и меценатство стало одним из важных ресурсов для продолжения строительства российской государственности, развития науки, образования. В этом году Россия торжественно отмечала 200-летия Бородинского сражения. Помощь братского армянского народа трудно переоценить. Это были не только сборы финансовой помощи, но и героизм армянских офицеров. Дмитрий Ахшарумов, за участие в Бородинском сражении награжденный золотой шпагой «За храбрость», по воле князя Кутузова стал автором первого систематического труда об этой войне.

15 сентября 1813 года вышел Манифест Александра I  c благодарностью армянам Грузии за участие в Отечественной войне. 

Армяне были нашими союзниками в Крымской войне 1853-56, русско-турецкой войне 1877-78гг, Первой мировой и Великой Отечественной. Сегодня армянские добровольцы и воины регулярной армии воюют на Донбассе за наше  общее будущее.

В рамках Российской империи армяне проживали компактно или общинно, военные, политические и творческие элиты взаимодействовали друг с другом, а народы –нет. По-настоящему знакомиться мы стали в годы совместного советского проживания. Но и тогда, несмотря на то, что армяне творили практически во всех фундаментальных областях науки, участвовали в создании ядерного щита СССР, искусстве и градостроительстве, армяне не имели возможности поддерживать свою национальную повестку, говорить о Мхитаре Гоше, царях или геноциде. Все было под спудом.

 50-летие геноцида армян  в 1965 году мало, что дало, кроме мемориала на Цицернакаберде. Фильм Фрунзе Довлатяна «Хроники ереванских дней», где затрагивается тема геноцида армян и доязыческих культов Армении, в 1974 году  на широкие экраны не вышел. Цензура нещадно резала ленту так, что режиссер получил инфаркт.

 В сущности, русский народ был в таких же тисках, как и армяне: использован при создании образования, науки, промышленности, архитектуры и прочего в тех республиках, которые сейчас  стали разворачиваться против России и Армении.

В эти годы постсоветики русско-армянское культурное взаимодействие испытало давление как  глобализма, фашистского либерализма, депопуляции населения, когда из наших стран были вымыты  научные кадры, активная пассионарная молодежь, а сама наука и промышленность разрушались.

Поскольку наши народы имеют сильный культурный код, мы старались удержать диалог вне государственных программ.  По существу, являясь аутсайдерами.  Тогда как наши, так сказать, западные и восточные «партнеры» вливали в Армению и в Россию миллиарды с деструктивными целями, поражали еще вчера живую ткань академической науки фальсификациями и войной с исторической памятью.

Еще с перестройкой и в Армению (при помощи Спюрка), и в целом СССР (при помощи пятой колонны) стали проникать враждебные идеологии, секты. Упомянутый выше император Александр I зачистил масонство только в 1820 году, уже после победы над Наполеоном. Но тогда и народы были крепче.

Но в эти годы никто из политических элит не ставил себе таких целей ни в Российской Федерации, ни в Республике Армении.  Так, с колоссальными издержками мы оказались в апреле 2016 года, потом в 2018, потом в 2020 году.

Когда после 2018 года и проигранной войны Армению и наше союзничество с новой силой стали ломать сторонники западного пути. Если до 2018 года Армения могла хоть как-то балансировать, то потом она  стала в полной мере при попустительстве российской стороны подсаживаться на антироссийскую риторику тех «лидеров», кто уводил ее, так сказать, на путь иллюзорных демократических ценностей.

Да, продолжались прежние активности в научном и культурном поле через Посольства РФ и РА, «Россотрудничество», Фонд «Русский мир», РОДСА (Российское общество дружбы и сотрудничества с Арменией), Фонд социально-экономических программ (СЭИП) Сергея Филатова, Дом Москвы в Ереване. Но во всех этих вялотекущих проектах без государственных дотаций с обеих сторон научные, культурные элиты были разобщены, изредка встречаясь в Москве, Ереване, Цахкадзоре, Степанакерте. Россия не смогла четко артикулировать стратегические задачи для развития нашего межграничья, тем более, что культурный транзит через Грузию был уже невозможен.  

В Армении сильно упало знание русского языка, заниматься брюсоведением стали единицы, перестала быть ежегодной научно-практическая конференция «Брюсовские чтения». Молодое поколение теряло прицел и адекватное восприятие тех процессов, которые часто носили ангажированный, конъюнктурный и откровенно враждебный характер. Книжный рынок России, оккупированный либералами, поставлял в Армению литературу, которая очерняла наше прошлое советское прошлое. Сюда привозили писателей, которых, как метко заметил писатель Евгений Ренкас из Самары, назначили выдающимися. Нет нужды называть имена тех, кто до сих пор, после того, как 5 колонна покинула Россию, до сих пор имеют должности и ресурсы, нанося непоправимый вред нашим литературам, науке и образованию в целом.

Мы пришли к трагическим итогам. Сегодня есть намерение закрыть университет имени Брюсова, на международном кинофестивале «Золотой абрикос»  уже не показывают правильное российское кино. В своем интервью «Голосу Армении» я уже говорила, что Россия проигрывает культурные площадки западным фондам, таким как AGBU, который, кстати, делает не только яркие концерты, но и проводит фестиваль «Женщина» («Кин») с деструктивной гендерной повесткой.

В этом году программа «Золотой абрикос» была наполнена низкосортным контентом. Минкульт РФ сделал вялую попытку продвинуть свое кино в Армении, но все это не увенчалось успехом.

Но есть и хорошие новости. В этом году Институт востоковедения Российско-Армянского университета провел единственный в мире конкурс арменоведов, и он был на русском языке. Идею профессора Гарника Асатряна поддержал руководитель Русского дома в Ереване Вадим Фефилов. На этот конкурс я представила свою монографию «М.Т. Лорис-Меликов», написанную по материалам ГАРФа. В 2024 году мы должны отметить 200-лет со дня рождения выдающегося военного и политического деятеля, героя кавказских и русско-турецких войн, создателя Совещательно-Санитарной комиссии, которая являлась первой эпидемиологической службой в России.

Да, у нас большие планы на жизнь и мы нуждаемся в том, что молодое поколение российской и армянской молодежи поддерживало наш поиск как в академической науке, так и в свободных творческих проектах.  

Не было бы счастья, да несчастье помогло: в этом году дети так называемых «релокантов» стали поступать в армянские вузы, в том числе и в РАУ, имеющий хороший международный рейтинг благодаря его ректору Армену Дарбиняну, в филиал МГУ.

До сих пор группа российско-армянских единомышленников регулярно собирается в клубе «Серендипити» в Институте востоковедения РАУ, здесь проводятся презентации книг на русском языке. Это поэтические сборники, книги, посвященные деятелям искусства и архитектуры, написанные на базе архивных исследований. Мы с выдающимся армянским переводчиком Арамом Оганяном, профессором Викторией Аракеловой, архитектором, журналистом Павлом Джангировым  в год 75-летия Великой Победы выпустили Антологию военного армянского рассказа. Эта книга — собрание рассказов, воспоминаний фрагментов из романов, посвященных различным воинам и участию в них армян. Двадцать девять авторов — от классиков отечественной литературы до современников — повествуют о войнах и воинах различных эпох.

 Вначале предполагалось собрать произведения, посвященные 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но позже решили расширить книгу. Работая над книгой, мы постепенно укреплялись в убеждении, что собирать произведения армян о войне нужно в широком контексте, учитывая, что все военные события c конца XIX и по сей день связаны с геноцидальной политикой Турции, Азербайджана и их союзников. Так мы поняли, что нужно делать антологию военного рассказа, ужесточая отбор. Книга получилась преимущественно мужская. Да, мы взяли туда рассказы, написанные писателями-женщинами (Адринэ Ширинян, Мария Спендиарова), чтобы как-то иногда cмягчать трагические повествования из самого пекла, так называемую окопную правду.

Как сказала одна из читательниц этого сборника: «Сейчас, когда такое происходит в стране, в частности в системе образования, такая книга может стать, своего рода, учебником по Истории армянского народа».

 С Павлом Джангировым мы выпустили книги «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна», «Фрунзе Довлатян. На излете оттепели», «Каро Алабян. Власть факта».

Книга «Львы Мологи. По русским следам А.Таманяна» вышла в 2019 году. Книга написана на архивных источниках и материалах из личных поездок. Так, я в 2021 году приняла участие в экспедиции Русского Географического Общества, которое на президентские гранты ищет корабли войны, исследует дно Рыбинского водохранилища, где скрываются артефакты, связанные с графами Мусиными-Пушкиными.

Один из них и пригласил к сотрудничеству в поисках зданий А.Таманяна.

Об этих поисках команды исторических дайверов под руководством Константина Богданова и Дмитрия Радченко я узнала случайно, когда интересовалась дореволюционным наследием Таманяна. Но в информационных материалах не указывалось имя будущего создателя армянской столицы, а дайверы нашли набережную Мологи, которую строил именно он, и посадил туда каменных львов. Поэтому я поняла, что мне нужно примкнуть к исследованию в качестве журналиста. 

В день рождения Фрунзе Довлатяна, режиссера и актера, сыгравшего в фильме Григория Мелик-Авакяна «О чем шумит река» пограничника, который служит на советско-турецкой границе вместе с русским товарищем, в Ереванском Доме кино мы с сыновьями Фрунзе Вагинаковича Микаэлом и Давидом, друзьями, учениками мастера представили эту книгу.

Наконец, в год 125-летия (в этом году) со дня рождения архитектора, видного деятеля Союза архитекторов СССР Каро Семеновича Алабяна мы издали книгу «Каро Алабян. Власть факта». Изучив большой объем архивных материалов, публикаций в СМИ 20-50 х годов прошлого века, специальную литературу по теме, отдали главную роль в повествовании документам.

Издания эти получились благодаря фондам и культурно-просветительскому обществу «Арарат», в России, меценатам, как из Армении, так и из России и Спюрка. Мы стремимся брать контексты шире, чтобы наши связи не были двухсторонними. Книги поступают в библиотеки Еревана, миротворческому корпусу в Арцахе, ветеранским военным организациям Армении. Несмотря на то, что книгопечатание в Армении сильно дорожает, мы не опускаем рук и ждем, когда нашу просветительскую миссию заметят те структуры, которые по роду своей деятельности были обязаны нас поддержать, а не наслаждаться уже итогами нашего труда, изданными в очень трудных финансовых условиях.

Подводя к завершению свой доклад, я хочу сказать, что несмотря на то, что в эти годы российско-армянское поприще покинули выдающиеся армянские деятели и меценаты, основатель культурно-просветительского общества «Арарат» Эмануил Долбакян (который работал даже с физиками из Сарова), учредитель Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Вардкез Арцруни, издававший книги о сотрудничестве и взаимодействии армян и русских многотысячными тиражами, активы у нас есть. Но нет общего государственного руководства этими активами. А без этого наша борьба приобретает характер хоть и системный, но, к сожалению, не эффективный.

Валерия Олюнина