ТОЧКА ЗРЕНИЯ
(Выступление на Международной научной конференции «Арцах (Карабах) в историческом и современном контекстах» 15-16.09.2022)
Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
К сожалению, этот форум проводится во времена отнюдь не радостные, а тяжёлые, драматичные, ибо на кону сейчас снова стоит судьба неотъемлемой части армянского народа — Арцаха.
Мне, как русскому человеку, знающему историю своего народа и историю армянского народа, очень близка та боль, которая поразила армянское общество после войны 2020 года. Лично для меня это была катастрофа, ибо с 2006 года моя жизнь проходила лишь в контексте Арцаха, в неустанном поиске возможностей узнавания его не только в России, но и в мире, в поддержке людей, которые стали близки мне по духу. Мои 20, а может и больше, поездок в Арцах были наполнены смыслом и действием, многочисленным общением с детьми, простыми людьми, духовенством, творческой и научной интеллигенцией, представителями власти. И я знаю об атмосфере, которая царила в эти годы, о потребностях людей, об их настроениях. Поэтому имею право быть объективным в своих суждениях.
Первая и главная проблема Арцаха имеет исторические корни. Трагедия России начала ХХ века очень сильно отразилась на армянском народе. Первая мировая война и ослабление Российской империи подвигли турок на окончательное решение армянского вопроса с помощью кровавого Геноцида. Последовавший в России большевистский переворот уничтожил всё национальное достояние бывшей империи. В эту нелепую и кровавую мясорубку попали многие народы, в том числе и армяне Арцаха, которых «кремлёвские мечтатели» отдали в лапы их давних врагов. Советская власть лишь нивелировала противоречия, но не устранила их. Возрадовавшийся Перестройке народ Арцаха понадеялся, что наконец-то справедливость восторжествует. 20 февраля 1988 г. внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области приняла решение, которое содержало просьбу к Верховному Совету Азербайджана – о выходе из его состава, Верховному Совету Армении – о принятии в свой состав, Верховному Совету СССР – об удовлетворении этой просьбы. Что последовало после этого мы прекрасно помним: Горбачев дал добро на террористическую операцию «Кольцо», в Азербайджане начались армянские погромы. А дальше была война, в которой армяне одержали победу и защитили свою независимость, которая сейчас комом в горле стоит не только у истинных врагов Арцаха, но и у ряда армянских политических движений в Армении, которые, в своё оправдания говорят о том, что Арцах — это марз Армении. Между тем, декларировав об этом, Армения так и не предприняла никаких действий для реинтеграции Арцаха в состав Армении.
Более того, в армянском сообществе постоянно муссировались мнения, что Арцах это обуза, что арцахцы, мягко говоря, «достали», от их присутствия во властных структурах Армении нужно избавляться. Это я вам говорю, как человек, который очень много времени проводил в общении в сети Интернет и в личных беседах во время посещения Армении и с представителями армянской диаспоры в России.
Как вела себя диаспора по отношению к Арцаху? Собирала большие деньги: в Арцахе строились дороги, жилые кварталы, школы, церкви. Арцах стал местом пожертвований, а не сакральным местом армянства. Мало кто в диаспоре это понимал. Как мне видится, это происходило и происходит по причине дислокации спюрка и его политической ангажированности, приверженности политике стран своего пребывания. Именно эти разногласия сейчас основной разобщающий элемент как в диаспоре, так и в самой Армении.
Среди ярких примеров верности Арцаху могу назвать загубленного Левона Айрапетяна, внёсшего огромный вклад в развитие своей родины и до последних дней страдавшего вместе со своим народом.
За те годы, что я бывал в Арцахе, в большинстве случаев это случалось два раза в год, мне давали данные о посещении армянами Карабаха. Знаете, меньше всего новых (именно новых) посещений было из России и Армении. Люди приезжали, любовались красотами, кушали женгялов, делали селфи. В лучшем случае писали пост в соцсетях и уезжали, оставляя арцахцев наедине со своими проблемами.
Арцах на моих глазах расцветал: многочисленные строительства, международные форумы, концерты мировых звёзд, сияющие взгляды ребятишек. А потом случилось первое предупреждение в виде Апрельской войны 2016 года. Так получилось, что, приехав сразу после этих трагических событий, мне, планировавшему написать цикл статей довелось при помощи своих друзей снять множество репортажей в Талише, Матагизе, Мартакерте, Степанкерте, в госпитале, с беженцами, объединив потом их в один фильм «Арцах непокорённый».
Расскажу вам лишь об одном факте, который, по понятным причинам, не мог войти в фильм. По моей настоятельной просьбе Министерство обороны НКР разрешило моей съёмочной группе посещение первой линии обороны. И вот мы приезжаем на пост. Нас встречает командир, показывает расположение. Меня сначала поразило то, что в одном тёмном кирпичном блиндаже стояли две двухярусные кровати, заправленные синими одеялами. Такие у нас были в конце 80-х, когда я служил в армии. Я спросил, а как вы здесь отдыхаете, людей то много. Оказалось, что блиндаж был рассчитан на мирное время. Недалеко от него варили еду на самодельной кухне добровольцы. Мы прошли на позиции, и я попросил бойца показать мне вражеское расположение. Он дал мне свой бинокль, оставшийся с советских времён, но я в него так ничего и не увидел. А вот через видоискатель нашей камеры я сумел рассмотреть то, что хотел. Мы сняли позитивный репортаж, тогда он был нужен. Но множество вопросов терзали душу. Самый главный: как получилось так, что миллионные транши не способствовали обороне Арцаха?
О том, что Арцах готовили к сдаче, было понятно уже в 2018 году. Когда к власти пришло популистское антиарцахское правительство Пашиняна. Ещё в бытность свою соросовским журналистом он не скрывал своей позиции. Поэтому Арцах был обречён. Надежда оставалась только на Россию, которая заняла в этой войне, мягко говоря, несправедливую позицию, смягчив откровенное предательство своих союзников вводом миротворцев, у которых так мало прав и возможностей, что послевоенные проблемы продолжаются до сих пор.
Увы, позиция России по отношению к Арцаху была сформулирована не сегодня. Протурецкое лобби в России начало набирать силу в России с начала 2000-х годов. Азербайджан не жалел денег на создание и поддержку и продвижение агентов влияния в общественной среде, в средствах массовой информации, в блогосфере. Увы, армяне отвергали этот путь, считая, что мир итак знает, какие они хорошие. Поэтому глобальной проармянской поддержки и создания глобальной сети, о которой мы говорили в многочисленных кабинетах власти и бизнеса, так и не случилось.
В конце 80-х годов в Москве был создан Комитет русской интеллигенции «Карабах», в который вошли журналисты, интеллигенция и неравнодушные граждане Советского Союза. Многие журналисты приезжали в Арцах, а потом доносили правду до мира. Мы все помним имена Кирилла Алексеевского, Инессы Бурковой, Андрея Нуйкина, Светланы Кульчицкой, Валентина Оскоцкого и многих других. На своём сайте я собрал уникальный архив их выступлений, съёмок и публикаций. Увы, большинство из этих людей уже в мире ином, а новых объединительных сил так и не нашлось. Вместо объединения в реальную силу я многие годы наблюдаю лишь местечковую конкуренцию и браваду. О чём говорить, если за эти годы были лишь разовые мероприятия в Армении и в Арцахе, куда приглашались крупные российские СМИ. Допашиняновская Армения ещё поддерживала начинания таких энтузиастов, как ваш покорный слуга, но потом всё изменилось. Мы стали неугодны новому режиму. Даже частные пожертвования в наши проекты прекратились. Многие не выдержали давления и несправедливости и свернули свою деятельность. Сейчас из российских журналистов лишь одна Валерия Олюнина в строю.
С первых дней в Армении я пытался контактировать с Россотрудничеством. Возглавлявший в то время организацию Виктор Кривопусков искренне относился к проблемам Арцаха и, в меру своих возможностей, как государственный чиновник, пытался чем-то помочь карабахцам. Увы, последующие начальники открещивались от подобной помощи. Я приходил в их офис, говорил, что еду в Арцах, могу взять с собой учебники и книги для школ. Но мне отвечали, что это не их тема.
Но мы продолжали свою миссию без поддержки со стороны России и Армении. В Арцахе проводились Дни русского слова, Дни Микаэла Таривердиева, конкурсы сочинений «Арцах, я люблю тебя». Денис Дворников привозил в Степанакерт питерскую группу, организовывал литстудию и научную конференцию. Мы делали видеосюжеты о буднях и праздниках Арцаха, его людях и святынях.
Увы, война разрушила наши мечты, а последующая оголтелая русофобия, навязанная армянскому обществу под видом ответственности за происшедшее, нивелировала ту подвижническую деятельность оставшихся в одиночестве верных друзей Арцаха. Но мы до сих пор с ним. Как был с ним до последних дней своей жизни Ким Наумович Бакши, отдавший большую часть своей жизни Армении, создавший уникальные фильмы о Матенадаране, прекрасные книги об истории Армении, а в конце своей жизни отчаянно пытавшийся найти средства на издание своей последней книги «Духовные сокровища Арцаха».
Я нахожусь на постоянной связи со своими арцахскими друзьями и знаю, что Арцах не отвернулся от России, а ждёт от неё помощи. И мы должны сейчас думать о том, как мы можем помочь арцахцам. Как мы можем сохранить уникальную духовную культуру этого древнего края. Азербайджанские варвары, как только приходили на эти земли, только разрушали армянские святыни и культурное наследие. Увы, международные структуры в должной степени не осознают этой проблемы. Именно Россия, на которую веками обращали свои взоры армяне, должна стать той стеной, которая защитит армян Арцаха и их многовековую культуру от истребления. А для этого мы с вами должны быть едины и активны в своём стремлении к обретению чёткого понимания, что значит армянский народ для России.
210 лет назад Россия вела кровопролитную войну с наполеоновской Францией, в которой героически заявили о себе многие военачальники-армяне. И тогда же Россия воевала с Персией, освобождала карабахских армян от многовекового ига. Несмотря ни на что, она не прекратила войну в Закавказье, а в 1813 году русские войска добыли свободу для Арцаха. Так неужели сейчас, спустя 210 лет мы откажемся от нашей общей истории и оставим в одиночестве тех, кто в нас нуждается? Этого не должно произойти, и мы с вами должны способствовать этому любыми способами.
Благодарю за внимание!