ИСТОРИЯ
«Наша Среда online» продолжает публиковать материалы сборника «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году». Сегодня мы предлагаем нашему читателю познакомиться с личностью британского священнослужителя и публициста Малколма Макколя (1831-1907) и фрагментом его статьи «Ответственность Англии относительно Армении».
Немного об авторе. Макколь был сыном бедного шотландского фермера или рабочего в Гленфиннане, который умер, когда его сын был совсем маленький. Несмотря на это обстоятельства, Малколм и его брат Хью смогли получить образование. Оба они стали священниками.
Макколь получил место в Тринити-колледже, в 1857 году он был рукоположен в сан священника епископальной церкви. В 1858 году он обратился к Ульяму Гладстону с письмом, в котором предупреждал его о мерах против высокопоставленных шотландских епископов. Также он ссылался на свое тяжелое финансовое положение. Позже он встретился с Гладстоном. С этой встречи началась их дружба и политический союз на всю жизнь. Из-за своих богословских взглядов Макколь не поднимался высоко по служебной лестнице. Гладстон помог ему с переводом из Шотландии в Лондон в англиканскую церковь. Ему доводилось служить в США и в России. С 1864 по 1867 год он был капелланом британского посольства в Санкт-Петербурге и Неаполе.
После возвращения в Лондон, он стал писать статьи. Его публицистическое мастерство очень быстро возрастало. Его ранние труды были посвящены богословским вопросам. В 1875 году он написал очень резонансную работу «Беззаконие, священнодействие и ритуализм».
Позже Макколь заинтересовался Восточным и Армянским вопросами. Интерес к этим животрепещущим темам он сохранил на всю жизнь и занимался ими на протяжении 30 лет. С 1896 года Макколь был активным защитником христианских народов Османской империи, написав серию публицистических нападок на Турцию и ее друзей в Великобритании.
Исследование Макколя, опубликованное в книге «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году» является естественным дополнением предыдущего обзора Ролен-Жекмена. Английская критика с большой похвалою отозвалась об этом исследовании, заключающем не опровержимый документальный обвинительный акт против турецкого режима. Оно переведено на французский и английский языки.
В этой статье британский священник и публицист пишет:
«Турецкое управление – теократия. Господствующим фактором в этой системе является вера каждого мусульманина в то, что турецкая система управление представляет теократию, т.е. абсолютное выражение Божьей воли человеку, и что в виду этого названная система не подлежит никаким реформам в частностях, относящихся к взаимным отношениям между христианами и мусульманами. Султан – повелитель правоверных и его миссия заключается в том, чтобы свести все человечество к альтернативе – обратиться к исламу или подчиниться жестокому рабству или смерти: смерть или ислам, когда речь идет о язычниках; ислам или смерть или рабство, если дело касается евреев и христиан. Рабство, даруемое еврею или христианину вместо корана или смерти, обставлено следующими условиями».
Далее Малколм Макколь пишет о податном обложении:
А) подушной подати, называемой «унизительной» и взимаемой за право жить из года в год;
Б) особой подати взамен военной службы, от которой христиане безусловно устранены. Эта подать «взимается со всех поданных мужского пола в возрасте от 3 месяцев и выше; при этом, вопреки закону, облагаются слепые, хромые и дряхлые;
С) исключительными податями для временных целей, никогда, однако, не отменяемым. Так, например, в 1867 году христиане были обложены специальной податью для оплаты расходов в поездке султана в Англию. Было обещано, что эта подать будет взиматься только в течение этого года; но несчастные христиане обязаны платить ее до настоящего временем;
Д) иногда христиан заставляют уплачивать следуемые с них подати за год или два вперед с обещанием освободить их от обложения на это время; но это обещание никогда не выполняется. Так, например, в 1877 году, для покрытия расходов по ведению войны с Россией, христиане во всей Турции должны были внести подати за 2 года вперед; тем не менее в течение этих двух лет подати взыскивались в обычном размере без малейшей сбавки.
Неуплата какой-либо из этих подателей составляет мятеж, влекущий за собой для виноватых конфискацию имущества и лишение жизни.
Армянские христиане обязаны платить выкуп курдам для того, чтобы спасти свою собственность, жизнь и честь своих женщин, потому что турецкие власти упорно отказывают армянам в требуемой охране. Вследствие этого масса христианского населения настолько разорена, что не в состоянии уплачивать, сверх того, и правительственные налоги. В доказательство этого можно было бы наполнить страницы выдержками из Синих книг.
Источники: Malcolm MacColl — Wikipedia
Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году. М., 1896 Malcolm MacColl : memoirs and correspondence : Russell, George William Erskine, 1853-1919 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Вы можете стать нашим постоянным спонсором или же оказать разовую помощь, перечислив любую сумму на карту 5599 0020 0535 7480