КОММЕНТАРИЙ
«Наша Среда online» — Кто-то скажет, что Игорь Демарин никуда и не пропадал. Одаренный композитор и певец ворвался в эфир еще советского телевидения в самый разгар «перестройки», когда все страна пела строки из его песни «Иванна», за что он получил приз зрительских симпатий на конкурсе «Юрмала-86».
Демарин все эти годы, конечно, продолжал работать. Уходило старшее поколение советской эстрады. Порой затравленное националистами в своих независимых республиках , теперь их называли «кремлевскими соловьями». И казалось, что эти музыкальные территории, где были мюзиклы и фильмы выдающихся режиссеров с музыкой Александра Зацепина, Максима Дунаевского, Алексея Рыбникова, Эдуарда Артемьева и та, наполненная содержанием уже другого уровня, скорее, пошиба, стремительно отторгаются друга от друга.
В эти годы мы, как зачарованные, слушали французские мюзиклы (впрочем, очень талантливые), но мало, кто знал, что в нашей стране есть музыканты высочайшего уровня, работающие в тех же жанрах.
Про Игоря Демарина многие, конечно, позабыли. Слишком ярок был он и самодостаточен, чтобы его имя стало проходным, как большинства нынешних певцов. Он не мелькал, не мельтешил, с шоу-бизнесом у него были всегда свои отношения — на почтительном расстоянии.
Прошло несколько десятилетий, когда он, выпускник Артемовского музыкального училища и Киевской консерватории, пел свои песни. «Листья летнего сада» или «Хочсу в круиз», «Витёк». Дарил он свои произведения и другим исполнителям. Валерий Леонтьев исполнил «Доктор время», Ирина Шведова «Белый вальс», «Америка-разлучница». В 1992 году он слал лауреатом Международного конкурса «Ступень к Парнасу». В 1994 году он написал рок-оперу «Сага о солдате» на стихи Юрия Рогозы.
В 2007 году подписал контракт о передаче эксклюзивных авторских прав на рок-оперу «Парфюмер» с Патриком Зюскиндом. 22 мая того же года в московском театре «Новая опера» состоялась премьера рок-оперы, с которой композитор гастролирует до настоящего времени.
Буквально несколько недель назад мне написал Виктор Коноплев о том, что Игорь Демарин создал песню на его стихотворение «Любить Армению по-русски». Я сразу вспыхнула: «Как? Демарин?! Это же мой кумир, когда я еще школьницей вырезала из газет его фотографии и наклеивала в свой девичий дневник».
Для меня Игорь Демарин не просто вернул ту связь с прошлым, с воспоминаниями об огромной стране. Он вернул мне надежду и просвет в это тяжелейшее время (идет война в нашей любимой Армении и русские миротворческие силы защищают наше геополитическое пространство), когда я сходила на премьеру его рок-монооперы «Зеркала», которая состоялась в 11-12 октября в театре Около Дома Станиславского. После премьеры Игорь общался со друзьями, журналистами и сказал, что для него счастье играть этот спектакль в центре Москвы в этом удивительном театре под руководством Юрия Погребничко.
Рок-оперу Демарин создал на стихи выдающегося русского и советского поэта, одного из последних футуристов, ученика Владимира Маяковского Семена Кирсанова. Евтушенко узнали благодаря Кирсанову, а Вознесенский считал себя его учеником.
…Но
В зеркалах не исчезают
Ничьи глаза,
Ничьи черты.
Они не могут знать,
Не знают
Неотраженной пустоты.
Демарин сам стал автором идеи и постановки. Ему помогали художник по свету Андрей Шепелев, звукорежиссер Владимир Овчинников. Участниками действия стали и вокалистка Татьяна Луговая, Анастасия Кускашева, Анна Звонникова (скрипка, виолончель), хореограф и блистательный танцовщик Ильдар Гайнутдинов.
…Зеркала
На стене.
Зеркала
На столе.
Мир погасших теней
В равнодушном стекле…
Сценография была решена в стиле минимализма. Фортепиано, пара стульев, большое зеркало, экран, на котором порой проецировались формулы из воображения молодого ученого, а также образы из нашего русского и советского прошлого, которые проносились как зеркало памяти нашего народа. Зеркалами является все то, что может запечатлевать. Это и интеллект, и душа человека, как пожелтевшие страницы старых газет, впитывающих, как амальгама тени тех, кто над ними склонялся. В стихах Кирсанова есть странность, парадоксальность синтаксиса и формы, особый нерв и певучесть, экспрессивность и обнаженный лиризм. Когда зрители, ошеломленные «Зеркалами», выходили из зала, кто-то говорил, что к стихам нужно обязательно вернуться.
Возможно, сам Игорь Демарин и не желал того, но своим темпераментом, талантом мелодиста, мастерством в области как песни, так и крупной формы, сам является «проводником». За его спиной – огромный пласт русского и советского музыкального искусства, впереди – еще долгий и трудный путь, которые он делает вместе с молодыми коллегами. С одной стороны, давая им блестящий старт и чувство старшего плеча, с другой стороны – своего вечного ученичества. А то, что Демарин за эти годы не пресытился поиском, как глубоких смыслов, так и современных форм, это очевидно.