МНЕНИЕ
«Наша Среда online» — Армен Асриян о попытке Алиева сделать Шуши культурной столицей Азербайджана.
«Яркая жемчужина многовековой богатой культуры Азербайджана».
Ильхам Алиев.
«Эта огромная, страшная и чужая вещь, которая называется культурой».
Джек Лондон.
Джек Лондон был необразованным человеком. Но — человеком. Он понимал, что эта «чужая вещь» — «огромная и страшная».
Не влезай – убьет.
Животное этого понять не в состоянии. Оно знает, что «эта вещь» существует — люди много о ней говорят и почему-то ее ценят. Наверное, вещь действительно ценная — хитрое животное понимает, что люди умнее. Опасного в ней ничего не видит — культура не стреляет, током не бьет. Ценную и безопасную вещь, наверное, можно попытаться украсть — а вдруг получится как-то навариться. Ну, или, хотя бы, просто выдать за свою — вдруг люди примут животное за своего, раз они ее так ценят…
Животному не понять, что украсть можно только следы культуры. Памятники. Здания. Картины. Фрески. Раковину, в которой когда-то жил моллюск. Культуру украсть нельзя — организм жив только до тех пор, пока он себя воспроизводит. Воспроизвести чужое невозможно. Можно только привязать пустую ракушку к хвосту и гордо им размахивать. Сильно потом — если животное все же догадается, что уважения ему чужая ракушка на хвосте так и не принесла — ее можно разбить. Ломать — не строить.
Армянские церкви и монастыри на подконтрольной сегодня Азербайджану территории Арцаха будут, конечно, уничтожены. И в первую очередь — в Шуши. Так же, как они уничтожены на территории Турции, так же, как уничтожались на всей территории «Азербайджана» на всем протяжении советской власти. Дело привычное.
Советским школьникам много рассказывали про «многовековую культуру Азербайджана». Потому что нельзя было обижать правдой один из «советских народов», упорно именуемых «братскими». Нельзя было честно сказать, что «народ» был изобретен в 1918-ом году, а за его «многовековую культуру» выдаются персидские философы, писатели, математики, астрономы, некогда жившие на той территории, по которой позднее стал кочевать «братский народ». А школьникам просто не приходил в голову элементарный вопрос: «А куда потом все это делось?»
Сегодня про «многовековую культуру» рассказывают только в заведениях, которые в «Азербайджане» именуются, почему-то, «школами» — тоже, наверное, из подражательного инстинкта. Ну, изредка рассказывают. В перерывах между скандированием речевок «Армяне – наши враги» и встречами с национальным героем, ставшим таковым за отрубленную голову спящего армянина. На рассказы о «многовековой культуре» час-другой, наверное, все же находится. Никому за пределами «Азербайджана» этой «многовековой культурой», к счастью, больше голову не морочат.
В принципе, это тоже, наверное, можно считать своеобразной «культурной традицией». Все, как у старших братьев. Турки же пышно отмечают двухсчемто-тысячелетие «турецкой армии», ведя отсчет от древней хеттской таблички, в которой упоминается поход хеттского войска. А то, что весь остальной мир крутит пальцами у виска — какое это имеет значение.
«Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим — значит, это правда!»
Армен Асриян