• Пт. Ноя 22nd, 2024

О художнике, создающем стиль. Григор Ваграмян-Гаспарбекян

Июл 14, 2015

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

Встреча с работами художника Григора Ваграмяна-Гаспарбекяна произошла случайно и произвела на меня сильное впечатление, что и послужило желанию представить его жизнь и творчество более широкому кругу интересующихся живописью и, в частности, армянскими мастерами прошлого века.

Данные о художнике по крупицам удалось собрать у живущих в Ереване родственников и в архиве Национальной картинной галереи Армении.

В Национальной галерее имеются три его картины, в том числе портрет матери художника, — репродуцированный в крупном формате в 1936 году в «Литературной газете» после выставки «Сто московских художников».

В той же газете по поводу этой выставки вышла большая рецензия В. Кеменева под названием «Начало поворота». Треть объема статьи посвящена работам Григора Ваграмяна, как самого яркого таланта — об остальных художниках сказано в общем контексте, без упоминания имен.

Вот некоторые высказывания о Г. Ваграмяне (с сокращениями) из этой статьи.

В. Кеменев. Начало поворота. «Литгазета», № 58, Москва, 1936 г.:
«Молодой армянский художник Ваграмян представил работы, свидетельствующие об его исключительном природном даровании и художественной зрелости таланта.

Ваграмян много и серьезно изучал работы старых мастеров западноевропейского искусства. Рисунок в его картинах свидетельствует об учебе у таких мастеров, как Клюе и Гольбейн. Колорит с глубокими темными тонами вырабатывался не без некоторого влияния картин Рембрандта. Но в поисках синтеза западной и восточной классики, в выработке своих художественных средств, Ваграмян не становится на путь пустого, формалистического экспериментирования. Его работы обладают, прежде всего, большим внутренним содержанием. Глубоко своеобразный талант молодого художника дал бы, несомненно, еще большие результаты, если бы ему была оказана хотя бы минимальная поддержка со стороны наших художественных организаций. Трудно поверить, что в течение ряда лет Ваграмян не имел должной возможности выставлять свои работы, несмотря на то, что они отличались несравненно более высоким уровнем, чем продукция людей, бравшихся выступать его судьями.»

А вот что писал о Ваграмяне после очередной выставки молодых московских художников в газете «Правда» от 12 мая 1934 года известный в то время искусствовед Л. Варшавский:

«Совершенно своеобразное место занимает на выставке Г. Ваграмян, давший ряд исключительных по мастерству, краскам и талантливой трактовке жанра миниатюр, по живописи и декоративному оформлению напоминающие древнеперсидские миниатюры».

Такие же отзывы о Ваграмяне были и после пятой выставки московских живописцев в 1937 году.

А теперь немного о судьбе художника и истоках его творчества.

Григор Ваграмян-Гаспарбекян родился в 1900 году в Старом Нахичеване. Юношей попадает в Тифлис. Имея заметные художественные способности, с успехом заканчивает Тифлисскую художественную школу. В Тифлисе Ваграмян учился в классе известного живописца Егише Татевосяна и Оскара Шмерлинга. Затем в 1923 году поступает, а в 1929 оканчивает Московский государственный высший художественно-технический институт, где обучается в классе профессора Дмитрия Николаевича Кардовского, выдающегося советского художника и педагога.
В мастерской Кардовского учились такие яркие представители русской и советской живописи, как Василий Шухаев, Александр Яковлев, Анисфельд, Шиллинговский и многие другие.

«Система Кардовского» имела в своей основе доскональное изучение работ старых мастеров с максимальным раскрытием индивидуальности молодых художников, дающая возможность преемственности и проявлению новаторства в живописи. Это была настоящая Школа.

Дипломную выставку работ художников мастерской Кардовского посетил академик А. В. Луначарский, главный идеолог культуры СССР. Он с первого взгляда оценил работы Г. Ваграмяна как высокохудожественные произведения.

Уже с 30-х годов Ваграмян, несмотря на препоны, с успехом участвует на московских выставках. Работы его приобретаются советскими музеями.

Успехи сопутствуют Ваграмяну не только в станковой живописи. В 1934 году главный режиссер 2-го московского театра Иван Берсенев приглашает молодого художника для оформления декораций и костюмов к постановке пьесы армянского драматурга Мкртыча Джавани (Джаванян) «Шахнамэ», премированной в Москве и переведенной на русский язык.

Г. Ваграмян блестяще справился с этой задачей.

Привлекают Ваграмяна и к серьезным книжным изданиям. Красочный переплет и форзац книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», изданной в Москве в 1937 году на армянском языке (перевод с французского Ваге Микаэляна), оформлял Г. Ваграмян.

В 1937 году режиссер Андриевский приглашает Ваграмяна к работе над масштабным кинопроектом «Лампа Аладдина». Однако Ваграмяну не суждено было завершить этот проект…

Несмотря на такие характеристики и успехи, Г. Ваграмян подвергается репрессиям и без права переписки заключается в бакинскую Баиловскую тюрьму, «славящуюся» нещадным режимом.

Волею замысловатой судьбы ему удается выйти из этой тюрьмы и в 1938 году уехать в Тавриз, где он жил до конца своих дней, пользуясь успехом и уважением.

Когда правительством было решено создать в Тавризе Художественную школу, это ответственное дело было доверено Григору Ваграмяну. Он с честью с ним справился и возглавил и школу, и свою собственную студию при ней.

Работы Ваграмяна и его учеников экспонировались на многочисленных выставках в Тавризе, Тегеране и др.

Григор Ваграмян ушел из жизни в 1965 году, в расцвете творческой активности.

Картины его рассеяны в частных коллекциях многих стран. Три работы приобретены Национальной картинной галереей Армении ( «Натюрморт», «Портрет матери», «Автопортрет»).
Остальные картины художника, оставшиеся в Армении, в том числе и портреты его сестры, Сатеник Каспарбек, известной в свое время оперной певицы, попали в частные коллекции любителей армянской живописи.
vagramyan

Григорий Арутюнян

Продолжение