online

Презентована монография на тему конституционализма в Арцахе

НОВОСТИ АРЦАХА

«Наша среда online» — 10 декабря, в День референдума о государственной независимости и Конституции Нагорно-Карабахской Республики, в университете «Месроп Маштоц» г. Степанакерта состоялась презентация монографии молодого учёного, кандидата юридических наук Аветика Арутюняна «Аксиологические особенности Конституции Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и проблемы дальнейшего развития конституционализма».  Монография издана при финансировании Молодёжного фонда Армении в рамках Программы поддержки молодых учёных, реализуемой под эгидой Президента Республики Армения.

На презентации присутствовали представители законодательной, исполнительной, судебной властей и общественности НКР, юристы, преподаватели, журналисты.

Представляя работу Аветика Арутюняна, ректор университета «Месроп Маштоц» Донара Габриелян сообщила, что монография написана на основе диссертации молодого учёного. Ректор, в частности, отметила, что в исследовании нашёл отражение факт состоятельности Арцаха как правового государства и содержатся идеи, направленные на совершенствование конституционализма в НКР.

Судья Верховного суда НКР Владимир Овсепян остановился на основных аспектах монографии, отметив, что с провозглашением Нагорно-Карабахской Республики появились новые государственно-правовые институты, процесс совершенствования которых продолжается и сегодня. В данном контексте он отметил значение монографии Аветика Арутюняна, высказавшись за активизацию подобных научных исследований со стороны юристов.

Свою оценку основным идеям монографии дал председатель Суда первой инстанции общей юрисдикции НКР, кандидат юридических наук Анатолий Тадевосян.

Монография состоит из введения, трёх глав, включающих в себя восемь параграфов, резюме, приложений и т.д.

В первой главе под названием «Роль и значение конституционной аксиологии в деле развития конституционализма» анализируются конституционно-правовое содержание понятия «конституционная аксиология», аксиологические восприятия и основные характеристики аксиологических особенностей Конституции НКР. Автор констатирует, что большая часть ценностей, которые закреплены в Конституции НКР, укоренилась в стране ещё в годы формирования НКР, в частности в Декларации «О провозглашении НКР» (2 сентября 1991 года), в Декларации «О государственной независимости НКР» (6 января 1992 года), в принятых в дальнейшем конституционных законах, и, пройдя 15-летний «испытательный срок», они нашли «пристанище» в Конституции НКР. Это, по утверждению автора, «свидетельствует не только об их необходимости и жизнеспособности, но и о том, что эти ценности не заимствованы из международных гуманитарных документов, конституций других стран, и в течение лет они стали неотделимой частью быта людей и праворегулирующим элементом».

«Примечательно, что нынешняя Республика Арцах сформировалась на части исторической провинции Арцах, где ещё в пятом веке царём Вачаганом Благочестивым была принята Каноническая Конституция, в которой впервые в армянской действительности было использовано слово «конституция», что содействовало формированию и развитию конституционной культуры как в Арцахе, так и в целом в Армении», – отмечается в монографии.

Автор сделал содержательный и структурный аксиологический анализ, выявив особенности Конституции НКР, а также произвёл сравнительный анализ отдельных стран, в том числе непризнанных на международном уровне государств.

Сравнение конституционного правового регулирования непризнанных государств позволило выявить ряд аксиологических особенностей Конституции НКР, в частности:

1.Несмотря на непризнанность, Республика Арцах не уступает по своей ценностной системе не только непризнанным, но и государствам, являющимся полноправным субъектом международного права;

  1. НКР на конституционном уровне выразила готовность и в добровольном порядке взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров и норм международного права, несмотря на то, что пока не признана на международном уровне. Примечательно, что ряд важнейших положений международных документов закреплён в законодательстве НКР, а в последний период Республика Арцах присоединилась к ряду международных документов и добровольно признала их правомочие на территории НКР;

3.Республика Арцах – единственная на постсоветском пространстве из непризнанных стран, которая провозгласила себя также как социальное государство, где гарантируется право на жизнь и однозначно отменена смертная казнь;

4.Республика Арцах отличается от других непризнанных республик также тем, что фундаментальные права и свободы человека были провозглашены в Конституции как высшая ценность (аналогичное положение можно встретить в Конституции Приднестровской Молдавской Республики);

5.Несмотря на то обстоятельство, что из рассматриваемых непризнанных государств первой провозгласила независимость и приняла Конституцию Приднестровская Молдавская Республика, тем не менее аксиологической загруженностью выделяется Конституция Республики Арцах, а осуществляемые на её основе демократические  процессы в стране, в особенности выборы и референдумы различных уровней, удостаиваются высоких оценок международных наблюдателей и считаются образцовыми, то есть конституционные ценности в НКР носят не декларативный характер, а являются живой реальностью.

Ссылаясь на экспертные мнения и оценки авторитетных организаций Amnesty International и Freedom house относительно Азербайджана, автор обосновывает, что в этой стране нежизнеспособны не только демократия, но и многие ценности, свойственные цивилизованному миру, причём их попрание носит каждодневный характер.

«Этим и другими аргументами обосновывается, что правовая система Республики Арцах выгодно отличается от систем, сформировавшихся в указанных республиках. Как правовые системы непризнанных государств, в некоторых из которых даже не закреплено право на жизнь, так и азербайджанская система ценностей не имеют отношения к критериям указанного права и гипотетически к карабахской проблеме: в случае её решения по азербайджанскому варианту становятся неизбежными существенные ограничения по закреплению, защите и гарантиям прав и свобод, а также другие регрессивные процессы», – пишет автор.

С учётом вышесказанного, автор однозначно утверждает, что Нагорно-Карабахская Республика не только не может существовать в составе Азербайджана, но и исповедуемые ими системы ценностей являются антиподами, при подчёркнутом преимуществе Республики Арцах, строящем демократическое и правовое государство.

Во второй главе монографии, которая называется «Реализация фундаментальных конституционных ценностей и принципов в конституционных решениях НКР», рассматриваются следующие вопросы: верховенство права как конституционная ценность;  народовластие как фундаментальный принцип организации современных государств; разделение властей в конституционных решениях НКР.

С целью формирования однозначного подхода и представления относительно верховенства права и с учётом того, что последнее не закреплено в Основном законе НКР, автор предлагает текстуально закрепить в Конституции НКР верховенство права, как это отражено в конституциях многих стран, установить механизмы его осуществления, дать его определение в законодательстве и установить как принцип.

Анализируя вопрос о системах управления НКР, автор пишет, что «с 1994 года и до принятия Конституции НКР страна выбрала президентскую модель правления, за которой последовала нынешняя полупрезидентская форма правления, которая, однако, не лишена недостатков и конституционных полурешений». Последние, по его мнению, проявляются в том, что не гарантирована единая исполнительная власть и отсутствует реальная политическая ответственность исполнительной власти.  В руках у Президента Республики сконцентрирована большая политическая власть, однако Президент Республики не несёт какой-либо политической ответственности за исполнительную власть.

Анализируя процесс осуществления принципа разделения властей в конституционных решениях НКР, автор приходит к выводу, что в условиях дуализма исполнительной власти, равно как и нечёткости механизма сдержек и противовесов между ветвями власти, полупрезидентская модель правления не столь оправдана. Учитывая «нежизнеспособность модели парламентского правления в Республике Арцах и множество вопросов, порождаемых полупрезидентской моделью, также как принимая во внимание факт неурегулированности карабахо-азербайджанского конфликта и императив иметь в данном контексте сильную и центробежную власть», автор полагает, что в случае конституционных реформ в Республике Арцах предпочтение должно отдаваться президентской форме правления.

В третьей главе монографии, которая называется «Проблемы дальнейшего развития конституционализма в НКР», рассматриваются пути преодоления противоречий в Конституции НКР, действующей правовой системе и правоприменительной практике, а также проблемы дальнейшего развития системы конституционного правосудия.

Отметим, что в эти дни в Арцахе продолжается процесс конституционных реформ, которые, по словам президента Арцаха Бако Саакяна, направлены на расширение и укрепление прав и свобод человека, усовершенствование систем судебной власти и местного самоуправления, последовательное развитие института непосредственной демократии и т.д. Аветик Арутюнян является членом профессиональной комиссии по конституционным преобразованиям при Президенте НКР.

Кроме того, он учредил общественную организацию «Объединение молодых учёных и специалистов Арцаха», с целью изучения и содействия решению проблем молодых учёных и специалистов, раскрытию их научного потенциала и развития творческих способностей, международной интеграции и т.д. Аветик Арутюнян является лауреатом второго международного конкурса научных работ молодых учёных-юристов «Юридический IQ», преподаёт право в Арцахском госуниверситете и университете «Месроп Маштоц».

Молодой учёный с уверенностью смотрит в будущее Арцаха и старается внести свою лепту в поступательное развитие родной страны.

 

АШОТ БЕГЛАРЯН, Степанакерт

специально для «Наша среда online»

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top