«Наша Среда online»— В ноябре 2020 года мы вместе с армянской предательской властью сдали азербайджанскому зверинцу аутентичный армянский Шуши. Эта крепость во все времена считалась, как Карс, неприступной, и ее продали в кремлевских кабинетах вместе с Гадрутом, родиной выдающегося неоклассика Максима Борисовича Атаянца. Почти накануне событий он реконструировал в своем родовом селе в Гадрутинском районе храм по собственному проекту, который тоже ушёл под оккупацию. Вспоминая об этом Максим Борисович, скрепя сердце, как истинный христианин говорит: «Передал соль».
Солоно Богу сегодня. Кровь и слезы не прекращаются.
Шуши, где недавно враги провели глобальный шабаш, был одним из трех закавказских центров российской имперской культуры вместе с Александрополем (Гюмри, Кумайри, Ленинакан) и с Тбилиси. Не удивлюсь, если перепрошитые сегодняшние русские имперцы или квазимонархисты яростно сражались за сдачу Арцаха интернациональной бригаде ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), потому что «Армения ушла на Запад».
Итак, два центра из закавказских имперских были чисто армянскими, Тифлис тоже был построен армянами, вышедшими со стороны Ани. В третьем случае мы будем оценивать некогда тонкую рафинированную культуру Тбилиси, одной из контактных зон, как синкретичную. Из армянских тифлисских кварталов рекомендую посетить купеческие Авлабар и Сололаки.
В прошлом году я ехала впервые по сухопутке, проделав недюжинный маршрут Ереван-Тбилиси-Владикавказ-Беслан-Ростов-на-Дону (Нор-Нахичевань)- Москва до того еще из Еревана съездив в эпицентр событий Сюник.
В Осетии к армянам относятся с огромным уважением, и на берегу Терека во Владикавказе находится красивый армянский храм.
Нор-Нахичевань строили армяне благодаря государственной воле Екатерины II, и это были те же самые армяне Ани, которые проделали тяжелый исторический путь, через Крым.
Сдача Армении и Арцаха зверинцу означает сдачу территорий Российской империи, СССР, восточнохристианской цивилизации, имперскости как таковой. Последствия этой компрадорской политики катастрофичны и за них никто не ответит.
Однако и на этом витке своей истории армяне творят чудеса, сохраняя древние ремесла, искусство, частичную науку, имея современную живопись!
Я сравнивала состояние музеев и галерей в Ереване и Тбилиси, и скажу, что попавшая в западный лагерь православная Грузия очень сильно ослабила свое искусство. Конечно, есть изумительная филигранная финифть, эмали не без персидского влияния, деревянные и кожаные изделия, но если посмотреть на живопись уличную и музейную от западных кураторов, то можно ужаснуться. Не хочется применять термин «дегенеративное искусство», но оно вполне себе отражает содержание выставки, которую я посетила в музее Пиросмани на первом этаже. Про скульптурное яйцо в центре Тбилиси от одного грузинского передателя привета Брунеллески я уже писала.
При этом в геополитике Грузия держится увереннее, чем Армения, практически балансирующая на грани небытия, но армянские художники выставляют живопись как на Вернисаже, у памятника Мартиросу Сарьяну, так и в галерее Володи Маркаряна «Вальмар» несоизмеримо выше уровнем!
Вы спросите, в чем тут ключ? Их несколько. Армянская цивилизация, которая не развернулась так, как греческая, все же является феноменом и должна исследоваться вне ориентализма.
Развеска рядом Сарьяна, Кузнецова, Матисса делается кураторами лишь по внешним признакам, но не по сущностным.
Есть еще ключи Школа, Традиции, и они у армян намного сильнее, чем у соседей. Имеем ввиду еще связь с античностью и Византией — прямую и непрерывную.
А теперь вопрос залу, как Россия могла в угоду игиловскому шакализму собственноручно наносить удары по своей восточнохристианской цивилизации и вообще по цивилизации?
Ответа от меня не будет. «Мы — не врачи, мы боль».