КУЛЬТУРНЫЙ КОД
На турецком побережье Черного моря расположился национальный парк Качкар – этот рай год от года привлекает все большее число туристов со всего мира, любителей экстримального отдыха. Северо-Восточный Карадениз, так по-турецки называется этот регион, считается одним из достопримечательностей страны. Значительная часть парка, занимающего площадь более 50 тысяч гектаров, находится в уезде Чамлыхемшин округа Ризе, а другая его часть – в уезде Юсуфэли округа Артвин.
Самый популярный здесь вид спорта – рафтинг на реке Фиртина. Протяженность реки с многочисленными притоками-водопадами около 70 километров. Рафтинг доступен и зимой, благодаря снежному сплаву на отвесных склонах гор Качкар. Туристов доставляют сюда на вертолете. Вершины гор Качкар (в переводе с армянского на русский язык буквально звучит «храбрый камень» – Каджкар) Каврон высотой в 3932 м является самой высокой точкой этого хребта. Обширные ледники и водная эрозия сделали местные горы скалистыми и труднопроходимыми. Среди альпинистов они известны сложностью восхождения, быстрыми реками и потоками, которые мчатся вниз с большой высоты.
Не зря местные жители опасаются за состояние экологии: за остроконечные вершины, поросшие густым лесом, кристальные озера, водопады и ледники… Отвесная северная сторона гор из-за обильных осадков покрыта густым лесом. Здесь выращивают фундук, чай, табак и оливки, а также черешню и цитрусовые. Высокогорные участки используются также в качестве пастбищ. В низинах восточной Качкарских гор находится центр возделывания риса. В лесах — в основном пихта и бук лесной, преобладают смешанные леса. Насчитывается примерно две с половиной тысячи сортов растений и цветов, 300 из которых находятся исключительно в Турции и 160 из которых растут только на этих горах. В этих мягких климатических бореальных лесах можно встретить стервятников и альпийских клуш, косулю, рысь или даже медведя.
Карадениз – это не только природный, но археологический и живой этнографический музей. По мнению многих ученых, на территории Амшенского княжества (современная Ризейская область) к XV-XVI из различных групп представителей армянского этноса сформировалась общность амшенских армян со своим вариантом западно-армянского языка. За столетия изоляции хемшилы сами распределились на несколько групп, с общим самосознанием, но с некоторыми различиями — иногда незначительными, а иногда очень даже ощутимыми.
Амшен, hемшин, hомшеци, hамшенци, hемшинли, хемшилы, амшенцы, или, как сейчас модно говорить, haмшенаhaeр — сколько много одинаковых по смыслу слов, связанных с историей и судьбой очень колоритной части древней цивилизации.… Эти люди давно должны были исчезнуть с горизонта истории, и все, что от них могло остаться, — это скудные сведения, разбросанные по армянским архивам от Матенадарана до Иерусалима. Хемшилы сумели не только спастись, но и сохранить свою идентичность.
По крупицам собирая материалы из фотографий семейных альбомов и самих сохранившихся фрагментов костюма, исследователям удалось реконструировать их традиционный костюм. Очень самобытным элементом женского наряда до сих пор является красивая сложная комбинация из феса и двух платков: hэткап, поддерживающего фес, и второго верхнего платка, а также чаршафа, закрывающая голову и верхнюю часть тела.
При поддержке Ассоциации амшенских армян, созданной в 2007 году, хемшилы стали частыми гостями в России, Абхазии, Армении. Приезжают с концертами, с рассказами о своих традициях.
Отношения между членами Ассоциации очень теплые, дружеские, которые перерастают иной раз в семейные. Кстати сказать, амшенская свадьба –это возможность собраться вместе, пригласить из дальних мест родственников и гостей, ощутить атмосферу единства. Празднество начинается днём, в зале, где мало еды, очень мало алкоголя, там часа два танцуют без остановки круговые танцы «хорон». И это уже после того, как жених забрал невесту с выкупом, переговорами с девушками ее стороны. Вечером после танцев гости едут в горы в родовое село жениха. Там опять накрывается скромный стол: еда у хемшилов – не основа праздника. Остальные приглашенные поднимаются в течение часа, потом приезжает жених и невеста, начинают стрелять из ружья и петь народные песни, играть в старинные игры, танцевать круговой танец «хорон». Название его происходит от греческого слова хορός, что переводится просто как «пляска».
А люди в Амшене очень приветливы. Старшее поколение занимается огородами, скотоводством, возделыванием виноградников, традиционным вязанием. В Чамлыхемшине, ключевом историческом месте Амшена, амшенским диалектом уже никто не владеет, хотя на вопрос кто они, местные утверждают, что хемшилы, просто говорят по-турецки. Правда, в молодежной среде сейчас возрождается большой интерес к изучению родного языка.
Туристы, побывавшие в деревнях хемшилов, действительно удивляются тому, как их культурные традиции переплетаются с греческими, абхазскими, мегрельскими, адыгейскими… Конечно, для армянина поездка в Артвин или Ризе станет сродни паломничеству на родину предков, таким же, как на Арарат или на озеро Ван.