• Пт. Мар 29th, 2024

Июн 27, 2015

АРЦАХ НЕПОКОРЁННЫЙ

_MG_5889

На этот раз я хочу рассказать о нашем очередном походе на гору Дизапайт. Гора находится в Гадрутском районе. Само название горы Дизапайт, происходит от слов «Диз» что означает складывание, и «пайт» – дрова. На вершине горы находится Монастырь Катаро, который является самым высоким (2478 метров) архитектурным памятником Арцаха. Базилика, которая сохранились до наших дней – одно из восстановленных в XVII в. монастырских сооружений. Она сложена из необработанных глыб местного песчанника. С вершины горы можно увидеть прекраснейший Аракс, и изумительные вершины Кавказского хребта.
День задался очень благоприятным, к восьми часам утра наш автобус уже ожидал нас, в заранее запланированном месте, но по «старому обычаю» мы задержались на час и выехали только к 9 часам. Компания как всегда была веселая и шумная. Дойдя до села Цакури мы повернули направо и зашли в густой и покрытый зеленью лес, по серпантину поднялись наверх, с каждой минутой все ближе приближаясь к подножью горы.

И вот уже примерно через 2 часа мы подошли к крутому повороту, который повел нас к роднику Коши Ахбюр. Кош с перевода означает – Дикий Баран, а ахбюр означает – родник. Возле родника есть маленькая беседка, где мы встретились с маленькой группой людей, и на мое удивление это оказалась группа снабженцев стройматериала для реставрации монастыря. Узнав об этом, у меня на душе сразу полегчало, потому что из за высокого расположения, монастырь уже долгое время не реставрировался.

Отдохнув минут пять от дороги, мы двинулись к тропинке, которая ведет к монастырю. Поднимаясь по ней, в дали можно увидеть родник Арчи ахбюр, что в переводе означает Медвежий родник.

Рельеф Дизапайта чем-то отличается от всех остальных, но чем именно, я так и не смог догадаться. По дороге можно встретить множество разных цветов и растений, которые не встретишь больше нигде.

От родника Коши ахбюр до монастыря Катаро примерно два километра, но тропинка не из легких. Первая причина – слишком крутой подъем, а вторая причина – это солнце, которое беспощадно жарит от подножья горы до самой вершины. Так как по дороге нет ни одного дерева, то привал тоже приходится делать под солнцем. Для подъема нам понадобилось примерно часа полтора.

На вершине мы встретили реставраторов, которые на этот момент реставрировали углубление, где был установлен карас (глиняный сосуд с широкой горловиной). Этот сосуд служил для хранения воды, так как не вершине практически нет воды, воду поднимали из родников, которые находятся у подножья горы.

Наверху было ветрено, но нам это было приятно, поскольку как я уже отметил, погода была очень жаркой. Каждый для себя нашел уютное местечко, где можно насладится тишиной и свежим воздухом, отдохнуть от городской суеты, позабыть о всех проблемах. Лично я получаю огромное удовольствие именно от тишины, поскольку нам всем в городских условиях не хватает именно идеальной тишины.

Посидев и отдохнув на вершине, мы спустились вниз, где нас уже ожидал наш транспорт, пообедав мы сели в автобус и вернулись в город, а по дороге решили что было бы не плохо выпить чай из самовара у памятника Татик-Папик «Мы и наши горы». Дойдя до Степанакерта, мы спустились прямо к памятнику, затопили самовар, и под звуки гитары насладились вкусным и ароматным чаем.

Вот на такой ноте и закончили наш прекрасный день.

Азат Адамян, руководитель туристического клуба “Free Step”