ИНТЕРВЬЮ
«Война – величайшее бедствие,
которое может причинить страдание человечеству,
она разрушает религию, государства, семьи.
Любое бедствие предпочтительнее ее»
МАРТИН ЛЮТЕР
«Наша Среда online» — Светлана Кульчицкая почти всю свою жизнь работала на телевидении: была корреспондентом, редактором, шеф-редактором. С 1975 года начала работать на Ленинградском телевидении, где делала и вела большие авторские программы по вопросам социального развития города, а с началом перестройки программы об общественных движениях, возникавших в стране: программу НЭП-нравственность, экономика, политика, «Выбор». Была ведущей первых в стране прямых эфиров, дебатов кандидатов в депутаты (первого созыва) города и страны. Снимала материалы о диссидентах, выступивших в свое время против ввода войск в Венгрию и просто против Сталинских деяний и получивших за это по полной программе жизнь в лагерях Гулага.
— Вы родились на Камчатке… Каким образом ваши родители там оказалась?
— Дед мой поляк был царским офицером, подполковником артиллерии. Когда начались гонения бывших царских служащих, ему пришлось покинуть Москву. Папу отчислили из института и он, по совету отца, вместе с близким другом, отправился на Камчатку. Вышли из Новороссийска, дальше пересекли Главный Кавказский хребет, по пути зарабатывая на жизнь и на билеты. Что касается мамы, то в 1936 году посадили ее отца, это было в Москве, а она, так как жили трудно, тоже отправилась на Камчатку по призыву Валентины Хетагуровой, которая агитировала девушек всей страны поднимать Дальневосточный край, где особенно не хватало женских рабочих рук. Там мои родители и познакомились. Папа был журналистом. Много лет руководил Комитетом по Телевидению и радиовещанию.
— Расскажите о себе?
Окончила школу, поступила на журфак Приморского университета. Когда вышла замуж, я перевелась на заочное обучение. Несколько лет вместе с мужем работала в геологической партии в тайге. Три года искали золото. Потом, когда вернулись, стала работать на телевидении.
Природа Камчатки — одна из самых своеобразных и красивых в мире. Расположение полуострова на разломах тектонических плит, на берегу Тихого океана обеспечили полуострову поистине уникальные особенности. Одни вулканы создают такую картину, что можно любоваться и любоваться. Долина Камчатки по своей красоте настоящая –Швейцария А Долина Гейзеров — уникальна. Я много где побывала на этом шарике. Камчатку считаю самым удивительным краем, и мне повезло – я исходила, объездила, облетела её практически всю. Была дней десять в командировке и на Командорских островах. Работала корреспондентом, редактором. Все программы были авторские, все сама вела в эфире. Возглавляла молодёжную редакцию. В один из своих отпусков, накануне отъезда с Камчатки, решила посмотреть одно из крупнейших в мире извержений — извержение вулкана Толбачик, полетела по приглашению друзей-вулканологов поварихой.
Была и на путине, но уже в командировке. Мне сказали, что это будет последняя экспедиция, так как запасы сельди истощались, и мы с оператором, отправились в район лова, делать телевизионный фильм. Назывался он «Тринадцатый», об успешном капитане Валерии Никулине, который был тринадцатым на своей МРСке (малый рыболовецкий траулер). На следующий год, после моего путешествия, эту селёдку запретили ловить, а она была толстая, жирная и удивительно вкусная. Я поняла тогда, как трудно достаётся такая вкуснятина. Судёнышко маленькое, болтает его как щепку даже при небольшом шторме. Сама стояла на переборке рыбы, когда сети доставали с «серебром», так чешуя блестела на солнце. А они, рыбаки, так жили часами, днями, месяцами до конца путины. Да все вдали от семей и дома. Я потом в фильме говорила, что этот труд невозможно оценить. Очень тяжёлый. Возвращались мы через Магадан. Высадили нас в знаменитой бухте Нагаево, и ночевали на теплоходе «Нетте», который стоял там на постоянном приколе. Это тот самый «Нетте», о котором Маяковский писал стихи.
— В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте». Это — он. Я узнаю его. В блюдечках — очках спасательных кругов. — Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой… Помню! Маяковский! «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».
— Да, да… Пока добирались по трассе до Магадана, водитель рассказывал и показывал, где и какие лагеря Гулага были. Там же я познакомилась со многими интересными людьми. Так что Камчатка меня воспитала и подарила профессию и друзей.
— Когда же вы переехали в Ленинград?
— В 1975 году мы с мужем перебрались в Ленинград. Жили мы на улице Бармалеева. Когда-то Корней Чуковский со своим другом художником гуляли по Петроградке и увидели табличку с названием, так их это впечатлило, что появился всем нам знакомый с детства БАРМАЛЕЙ…
На Петербургском телевидении почти два десятилетия я делала программу «Контуры». Это были передачи о городе и горожанах: об архитектуре, строительстве, о разных интересных людях. Когда в стране началась перестройка, стала заниматься программами, связанными с появившимися общественными движениями, рассматривала проблемы, которые ставила жизнь того периода, Делала передачи «Выбор», «НЭП» (нравственность,-экономика — политика) Её участниками становились мало кому тогда известные будущие политики города и страны. В этот период я познакомилась и с людьми, которые прошли свой Гулаг в 50-60-х, в связи с событиями в Венгрии, так как выступали против ввода туда наших войск. Сделала несколько телевизионных фильмов: с правозащитниками Пустынцевым Борисом Павловичем, Косаревым Вадимом с будущим депутатом Российской Думы Молоствовым Михаилом Михайловичем, потомком Суворова, (он был одним из самых чистых людей этой эпохи), с Никитой Кривошеиным (у Солженицына в Гулаге есть глава, о том как деда Кривошеина выкупили в Москве из Бутырки, его семья бежала через Финляндию во Францию, где он и родился), он был переводчиком при ООН и переводил Ельцина, когда тот первый раз приезжал во Францию. Сделала фильм с одним из инициаторов создания общества «Мемориал» Вениамином Иофе. Он тоже сидел в Мордовлаге. Иофе открыл мне целый новый мир. Когда я впервые вошла в его комнату и увидела на стене карту Гулага, сделанную его руками, всю в кружочках, квадратиках черных, я была ошеломлена. Кадры этой карты, естественно, вошли в фильм и это был первый показ карты Гулага по телевидению. Среди моих друзей и Юрий Дмитриев, который сегодня сидит в СИЗО Карелии, как мы, все его друзья, считаем — по ложному обвинению. Этот человек, бывший руководитель Карельского Мемориала, после длительных поисков, обнаружил в урочище Сандормох ямы с расстрелянными –жертвами гулаговских репрессий. Это более 7000 человек. Он нашел и на каждого из них документы, что считается единственным примером в мире для такого мемориала и опубликовал книги памяти. И вот уже более 20 лет 5 августа в ДЕНЬ ПАМЯТИ в Сандармох приезжают люди из разных городов России и других стран.
В 1992 году случилось так, что я на съемках познакомилась с телевизионным оператором из Карабаха. И он пригласил меня полететь вместе с ним. О событиях, безусловно, знала, смотрела по телевизору репортажи, рассказывали о событиях и мои близкие друзья писатель Игорь Бабанов и Костя Воеводский, которые были активно включены в проблемы Армении тех лет. Телевидению я не верила, как профессионал понимала, что «мне вешают лапшу на уши». Потому и появлялось желание понять, что происходит… И тогда приняла решение лететь и собственными глазами увидеть как обычный человек живет в этом аду…
Впервые в Арцах я прилетела в феврале 92 года из Еревана в горы, аэропорт был разбит. В наш вертолет стреляли, но нам повезло, оказалось, что выстрел попал между баками с горючим, а так бы взлетели.
Я ездила туда 3 раза. 8 мая, а это была вторая поездка, для второго фильма, вместе с 6-ой ротой, которая шла на освобождение Шуши, попала под обстрел. Это было страшно. Считаю, как и другие, с кем поднялась по склону, что это второй мой день рождения. В Шуши вошла уже на танке 9 мая. В результате моих поездок в Карабахе мы сделали три фильма: «После обстрела», «Люди живите» и «Цена покоя». Вопрос, почему так часто цена покоя- КРОВЬ, меня не оставляет и сегодня.
— Фактически вы были свидетелем событий, происходящих в Карабахе. К каким размышлениям привело вас это?
— Естественно, что война – это самое страшное, что может быть. Больше всего меня интересовало, как выживают люди во время войны. Я поселилась в школе, фактически, в подвале, вместе с ребятами ополченцами. Мне поставили раскладушку, отгородили её одеялом и это стало на то время моим домом. На мой взгляд, задача любого журналиста – не доводить людей до состояния враждебной экспрессии, стараться анализировать различные мнения и разбираться в проблеме, находить нужный подход к аудитории. Журналист должен искать объективность, стараться идти к ней. И тогда, и сейчас я говорю о том, что видела своими глазами, какой была жизнь на этом небольшом клочке земли, как там выживали люди. Как с оружием в руках они, представители самых обычных мирных профессий, были вынуждены отстаивать свои города, села и дома, не имея ни армии, ни нормального вооружения. Сегодня они, восстановив разрушенное, строят будущее для своих детей, для следующих поколений.
— Ваш последний большой фильм называется «Возвращение». Раскройте, пожалуйста, кавычки значения его названия.
— Название можно трактовать по-разному. Это можно воспринимать как возвращение к мирной жизни. Еще одно значение — я возвращаюсь из Арцаха обратно в Петербург. Фильм антивоенный. Основная мысль — что только мир приносит созидание.
— Где проходила премьера вашего фильма?
— Самый первый показ фильма «Возвращение» состоялся 25 апреля 2019 г. В большом кинозале Дворца культуры города Шуши. А 27-го в Степанакерте. На премьере фильма присутствовалипредставители руководства Республики Арцах, представители культуры, друзья, военнослужащие, просто зрители, желающие увидеть премьеру нового фильма о своей Родине и, конечно, сами герои фильма. Перед началом показа, я отметила: “Фильм простой без пафоса, где нет начальников, там просто все вы, если вас и нет в фильме, то вы все равно там есть, так как этот фильм о людях Карабаха. И, если у вас появится комок в горле, значит моя работа удалась”. Насколько удался фильм можно было судить не только по аплодисментам всего зала, который несколько минут стоя рукоплескал и по полным слез глазам зрителей. Я человек не официозный и мне доставляет удовольствие дружить с простыми обычными людьми больше, чем с начальством. Бако Саакян, президент Нагорно-Карабахской Республики сказал: «В Арцах приезжает много журналистов, но вы единственная, кто так сильно прочувствовал душу нашего народа». Это не просто было приятно слушать, пожалуй, это лучший отзыв. 30-ого апреля была премьера в кинотеатре «Москва» в Ереване. В Арцахе и в Ереване, в фойе кинотеатра, прошла премьера и моей фотовыставки. Это были кадры из фильмов военного времени и рабочие кадры съёмок последнего фильма. У меня сохранились прекрасные отзывы о фильме. В одном из них мужчина пишет: «Мы взрослые мужчины и никогда не думали, что можем плакать».
— Как насчет премьеры фильма «Возвращение» в Москве?
— К сожалению, несмотря на успешные показы фильма, у меня сложились сложные отношения с новыми руководителями центра по общественным связям в Армении. В течение года они никак не могли оформить бумаги для получения в московском министерстве Культуры разрешения на показ фильма в России. Я ругалась в письмах до невозможности, заключала договорные отношения, пока, наконец, мы не добилась от них нужных бумаг. В декабре прошлого года, пока шла эта переписка, в Москву нас пригласило представительство Арцаха показать фильм «Возвращение» в актовом зале храмового комплекса ААЦ. Там, в этом большом духовном комплексе и состоялась премьера. Приняли нас замечательно. А чуть позже, мы получили разрешение на показ, и 11-го марта в Доме Кино в Москве по линии Союза кинематографистов. И это при том, что азербайджанская диаспора обратилась к руководству столицы с письмом, что готовится антиазербайджанская провокация. После показа фильма в течение долгого времени никто не собирался покинуть зал, всем хотелось поговорить. Было много прекрасных слов, много цветов и красного вина. Дальше, нам было предложено осуществить турне с показом фильма по России: в Краснодаре, в Ростове на Дону, в Сочи и Нижнем Новгороде. Но карантин смешал все карты. И теперь все осталось до лучших времен.
P. S. 1 — В середине 90-х Светлана Кульчицкая была художественным руководителем независимой студии, которая производила фильмы о первых предпринимателях страны для Первого и Российского каналов. Коллектив Светланы Кульчицкой делал большую утреннюю программу для Петербурга «Кто рано встает», которая получила премию «Золотое перо».
P.S. 2 — В годы войны находясь в горячих точках Нагорного Карабаха, Светлана Кульчицкая сделала ряд фотографий, отображающий истинное положение невинных жителей, оказавшихся в гуще страха, дыма и крови.
P. S. 24 мая 2019 года Светлана Кульчицкая была награждена медалью «Вачаган Барепашт» за многолетнюю и плодотворную деятельность во благо армянского народа как тележурналист и общественный деятель
Беседу вел: Арутюн Зулумян
Фото из личного архива Светланы Кульчицкой