c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Владимир Ступишин. Карабах имеет право на большее

Апр 10, 2016

Проект «Карабахский фронт Москвы» продолжает публикацию материалов, посвящённых событиям в Нагорно-Карабахской Республике и российской интеллигенции, не побоявшейся, в трудные времена глухой информационной блокады вокруг событий в Нагорном Карабахе, поднять свой голос в защиту прав армянского населения древнего Арцаха. 

Предлагаем вашему вниманию интервью с бывшим послом России в Республике Армения Владимиром Ступишиным, данное им газете «Собеседник»  в 1993 году

Владимир Ступишин. Фото Юрия Проскурякова
Владимир Ступишин. Фото Юрия Проскурякова

Владимир СТУПИШИН после окончания в 1956 г. МГИМО работал в Камбодже, Марокко, Франции, был генеральным консулом в Милане. Параллельно с дипломатической службой Владимир Петрович занимается наукой, публицистикой. В последнее время — возрождением естественного права и теорией правового государства, проблемами межнациональных отношений и их государственного оформления. Сейчас он занимает пост посла России в Армении. Как видится ему происходящее в Закавказье?

— Владимир Петрович, сейчас предлагаются самые разные варианты урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, однако никого, кажется, не интересует мнение самих карабахцев, что, по-моему, лишает смысла любое предложение. Часто приходится слышать, что право на самоопределение — плохое право (!), потому что оно вступает в конфликт с пунктом Хельсинкского заключительного акта СБСЕ о нерушимости границ.
— Этот вопрос достаточно прост, хотя его сознательно запутывают те политические деятели, которым понадобилось абсолютизировать принцип нерушимости границ и столкнуть его с правом народа на самоопределение. Между тем все десять принципов Хельсинкского заключительного акта равны и действительны только в совокупности, ни один из них не выше другого.

— Тем самым разве не заложен конфликт?
— Никакого конфликта здесь нет. Дело в том, что принцип нерушимости границ и территориальной целостности находится в сфере межгосударственных отношений, то есть государства — участники СБСЕ обязались не нападать друг на друга, уважать территориальную целостность друг друга. Право же народа распоряжаться своей судьбой
не имеет прямой связи с межгосударственными отношениями, ибо его реализация не нарушает межгосударственных обязательств о ненападении.
Не следует забывать, что принцип нерушимости границ был зафиксирован после принятия 1-го принципа Хельсинкского заключительного акта:  границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Показательны прецеденты их осуществления в Европе: «распад» СССР, «развод» Чехии и Словакии, воссоединение Германии… Самоопределение — это абсолютно естественное право, как право на жизнь, свободу, равенство, безопасность граждан. И я не вижу, почему это не может относиться к Карабаху.

— Некоторыми политиками предлагается для Карабаха «культурная автономия»…
— Она означает предоставление права землячеству или общине самостоятельно решать свои культурные проблемы. Однако культурная автономия не может быть уделом целого народа, проживающего на своей территории, имеющего свою историю… Большой ли, малый ли народ, живущий на своей земле, имеет право на большее, чем культурная автономия.

Stupishin, Sobesednik,25-1993

— На мой взгляд, Россия несет прямую моральную ответственность за происходящее в Закавказье, и отношение к этому региону как к отрезанному ломтю аморально.
— Официальная позиция России сейчас довольно простая — это позиция балансов, стремление сохранить добрые отношения со всеми республиками бывшего СССР. Я не могу не приветствовать такой позиции, но я убежден и в том, что с разными странами одинаковая политика не может принести успеха — все они требуют разного подхода, дружественные отношения должны иметь разное наполнение. Это элементарная логика.
С Арменией у нас складываются союзнические отношения хотя бы в силу нашего сотрудничества в рамках СНГ. И эти отношения не могут ограничиваться только экономическими интересами. Армянский опыт составляет часть и нашей культуры, нас объединяет духовная общность. Порвать все и выбросить — себя обделить. Люди могут жить цивилизованно только на основе признания свободы друг друга. Естественно, есть ограничения: твоя свобода является границей моей свободы. Люди договариваются, они должны жить на основе взаимоуважения.

НИКОЛАЙ КАЛИНКИН

Все материалы проекта «Карабахский фронт Москвы»