Система социальной помощи в императорской России формировалась при отсутствии единой государственной социальной политики. Социальная помощь осуществлялась благотворительными организациями. Государство не возлагало на себя прямой ответственности за решение задач социальной политики, но и не устранялось от них, используя и поощряя организованную благотворительность.
Система учреждений призрения, действующих на благотворительной основе, начала создаваться в России со второй половины XVIII в. Екатерина II вскоре после вступления на престол провозгласила: «Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности каждого боголюбивого правителя» [1, т. 16, №11908]. Екатерина, по существу, возродила забытую в первой половине XVIII столетия древнюю российскую традицию покровительства благотворительности и участия в ней правителей государства. Упомянутые слова Екатерины относятся к утвержденному императрицей проекту Воспитательного дома — учреждения для призрения подкидышей и сирот, представленного государыне просветителем, педагогом и государственным деятелем Иваном Ивановичем Бецким. Воспитательный дом был открыт в Москве в 1763 г. Кроме того, при Екатерине были созданы и другие учреждения призрения: Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Санкт-Петербургский воспитательный дом, Коммерческое училище. Екатерина стремилась к тому, чтобы эти учреждения действовали без отягощения казны — «на едином самоизвольном подаянии от публики» [1, т. 16, № 11901]. По мысли императрицы, задачей детско-юношеских учреждений призрения была не социальная помощь как таковая, а воспитание «новой породы людей», способных преобразовать российское общество на началах Просвещения.
После кончины Екатерины II вступивший на престол Павел I своим указом от 12 ноября 1796 г. отдал Воспитательное общество благородных девиц под управление своей супруги Марии Федоровны (Софии-Доротеи Вюртембергской). Статус Марии Федоровны как покровительницы Смольного института окончательно был оформлен указом Павла от 2 мая 1797 г. Эту дату и принято было считать началом истории самого крупного благотворительного ведомства императорской России — Ведомства учреждений императрицы Марии. Главной задачей учреждений призрения стала социальная помощь. За четверть века под руководством Марии Федоровны был создан комплекс различных благотворительных учреждений призрения, находившихся под ее непосредственным управлением. К моменту кончины императрицы в 1828 г. их насчитывалось 34, не считая структурных подразделений и финансово-хозяйственных учреждений [2, с. 56].
Чтобы эти учреждения продолжали «действовать как доселе на пользу государства и человечества», император Николай I указом от 26 октября 1828 г. принял их под свое «непосредственное и особое покровительство» [3, т. 3, № 2379]. Двумя днями позже многолетний помощник Марии Федоровны Г.И. Вилламов был назначен статс-секретарем для докладов императору по делам учреждений покойной императрицы. Сами учреждения преобразовывались в IV Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. В память о покровительнице они также получили название «Учреждения императрицы Марии». С октября 1854 г. в официальной документации появляется наименование «Ведомство учреждений императрицы Марии». Вскоре статус покровительницы Ведомства получила и супруга монарха императрица Александра Федоровна.
Во второй половине XIX в. высочайшее покровительство благотворительности и непосредственное участие в ней членов императорской фамилии не только сохранило прежнее значение, но и приобрело новое. Реформы Александра II привели к переменам в общественной жизни страны, способствовали росту общественной инициативы во многих сферах, в том числе в благотворительности. Повышение внимания общества к социальным вопросам, возникновение большого числа общественных благотворительных учреждений привели к появлению альтернативы организованной благотворительности под покровительством императорской фамилии. Это не означало конкуренции в заботе об обездоленных, но объективно заставляло императорскую власть думать о развитии подведомственных ей благотворительных структур. В указанный период Ведомством императрицы Марии активно ведется поиск путей широкого привлечения благотворителей, расширяются права общественности в управлении местными учреждениями, растет их количество.
Примером, на котором можно рассмотреть историю Ведомства императрицы Марии (далее — ВИМ), является деятельность его учреждений в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии. Столица империи, индустриальный и культурно-образовательный центр, Петербург с окрестностями являлся и средоточием острейших социальных проблем. Поэтому и в самом городе, и в его ближних и дальних окрестностях располагались практически все типы учреждений призрения, входивших в состав ВИМ.
Самым многочисленным видом учреждений призрения ВИМ в Петербурге и Петербургской губернии были детско-юношеские учреждения. Одним из старейших учреждений этого типа являлся Санкт-Петербургский воспитательный дом, имевший целью призрение подкидышей и сирот, начиная с младенческого возраста и до совершеннолетия. На протяжении XIX в. Воспитательный дом подвергался преобразованиям, целью которых было совершенствование призрения детей, в первую очередь уменьшение детской смертности, а также ограничение приноса младенцев. Последнее объясняется тем, что воспитательные дома не могли вместить всех младенцев, приносимых не только в столицах, но и из близлежащих губерний. Призрение в самих домах постоянно совершенствовалось. В начале ХХ столетия Санкт-Петербургский Воспитательный дом представлял собой крупный учебно-воспитательный комплекс, в который входили собственно Воспитательный дом в Петербурге, где первое время содержались младенцы, 36 сельских округов, по которым распределялись питомцы, Мариинская учительская семинария принца Петра Ольденбургского и Училище нянь. В округах существовали сельские школы и приюты для детей, поживавших вдалеке от школ. По данным на 1 января 1904 г. в Санкт-Петербургском воспитательном доме призревалось 32 974 питомца. Дом располагал 112 сельскими школами и 8 сельскими приютами [4, с. 312, 314].

Урок гимнастики в Сиротском институте Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1900-е. Фото ателье К. К. Буллы
Широкое распространение в Петербурге получил такой тип детско-юношеских учреждений призрения ВИМ, как детские приюты. Они начали создаваться в 30-е гг. XIX в. Эти заведения предназначались для дневного пребывания детей в возрасте от 5—8 до 14—16 лет, имевших бедных родителей. В начале 1840 г. для управления детскими приютами в северной столице был создан Санкт-Петербургский совет детских приютов. Во второй половине XIX — начале ХХ в. в детских приютах был осуществлен ряд преобразований: усовершенствован учебный процесс, унифицированы учебные программы, начало внедряться профессиональное обучение. При некоторых петербургских приютах были созданы сиротские отделения, в которых питомцы находились постоянно. По состоянию на 1904 г. в ведении Санкт-Петербургского совета детских приютов состояли 19 приютов для приходящих детей, 11 сиротских отделений при приютах и рукодельно-хозяйственная школа имени А.Г. Елисеева [5, с. 21]. Эти заведения одновременно призревали приблизительно 4,5 тыс. детей, из них до 500 в сиротских отделениях.
Санкт-Петербургский воспитательный дом и детские приюты Санкт-Петербургского совета призревали питомцев обоего пола. Кроме того, в северной столице располагалось большое количество женских детско-юношеских учреждений призрения различных типов. Особое место среди них занимали женские институты. Как и первое заведение такого рода, Воспитательное общество благородных девиц, женские институты предназначались для призрения представительниц дворянства и чиновничества. Во второй половине XIX в. были усовершенствованы институтские учебные программы, произошел отказ от наиболее архаичных и реакционных методов воспитания, институток стали отпускать на летние каникулы. В некоторые институты за плату допустили представительниц духовного и купеческого сословий. В начале XX в. женские институты выполняли прежние цели и задачи, но ведущую роль в их деятельности приобрело образование. Из 34 существовавших в России женских институтов 12 располагались в Петербурге. В 1904 г. в них единовременно призревались 3226 девиц [4, с. 78—79]. Помимо Смольного в северной столице располагались наиболее престижные и привилегированные женские институты: Училище Ордена св. Екатерины (Екатерининский институт) и Патриотический институт.

Девочки за рукоделием в приюте св. Николая. Колпинское благотворительное общество. 1900. Фото ателье К. К. Буллы
Рост общественного интереса к женскому образованию во второй половине XIX в. способствовал появлению в составе ВИМ нового типа женский учебных заведений — гимназий, которые в отличие от институтов были открытыми всесословными учебными заведениями. В 1858 г. в Петербурге в составе Ведомства была создана первая женская гимназия. Вскоре женские гимназии начало создавать и Министерство народного просвещения. В начале ХХ столетия Ведомство императрицы Марии располагало в Петербурге и его окрестностях 11 женскими гимназиями [4, с. 142—143]. В них единовременно обучались до 4,5 тыс. девиц. Женские гимназии не являлись учреждениями призрения. Их пребывание в ВИМ обусловливалось традицией, согласно которой женское образование под контролем государства развивалось в рамках благотворительного ведомства. Эта традиция сохраняла устойчивость и в начале ХХ столетия. В 1903 г. в Петербурге в составе Ведомства был создан Женский педагогический институт — первое в России высшее женское учебное заведение, имевшее государственный статус. Как и гимназии, педагогический институт был открытым учебным заведением. Принимали в него не путем баллотировки, как в обычные женские институты, а по конкурсу аттестатов. Женский педагогический институт пользовался большой популярностью. В 1906 г. Ведомство учреждений императрицы Марии отмечало, что «число желающих им воспользоваться растет с каждым годом». По данным на 1 января 1905 г. на трех отделениях института: словесно-историческом, физико-математическом, естественных наук и географии обучалась 331 студентка [4, с. 9].
В состав женских детско-юношеских учреждений призрения Ведомства императрицы Марии входили и заведения приютского типа. К их числу относились училища № 1 и № 2 солдатских дочерей полков лейб-гвардии и школы Патриотического общества — женской благотворительной организации, созданной после Отечественной войны 1812 г. Воспитанницы этих учреждений получали начальное образование и обучались женским рукоделиям.
Помимо женских ВИМ располагало в Петербурге мужскими детско-юношеским учреждениями призрения. Это были Гатчинский сиротский институт императора Николая I и Санкт-Петербургское коммерческое училище. На 1 января 1904 г. в Гатчинском институте призревались 114 воспитанников [4, с. 193]. Коммерческое училище, переведенное в 1800 г. из Москвы в Петербург, предназначалось для призрения сирот из купеческого сословия. Со временем в него начали допускаться за плату представители других сословий. Училище давало воспитанникам среднее образование с коммерческой специализацией и считалось одним из лучших коммерческих учебных заведений в России. На 1 января 1905 г. в нем обучалось 543 воспитанника [4, с. 183].

Обучение разговорной речи в младшем классе Мариинской школы глухонемых. Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка. 1907. Фото ателье К. К. Буллы
Помимо учебно-воспитательных заведений в Петербурге располагались учреждения для призрения бедных: богадельни и больницы. К концу 70-х гг. XIX в. в городе действовали 7 богаделен и домов призрения, входивших в состав Ведомства. В этих учреждениях получали стол и крышу над головой единовременно до 3 тыс. человек. Созданием в 1803 г. Мариинской больницы в Петербурге было положено начало медицинским учреждениям в северной столице. По данным на 1877 г. в Петербурге Ведомство располагало 12 больницами и 2 лечебницами [2, с. 1—9]. За указанный год только стационарной помощью в этих заведениях воспользовались до 42 тыс. человек.
Во второй половине XIX в. главным направлением деятельности Ведомства императрицы Марии становится призрение детей и юношества. В этой связи в 1884 г. 6 больниц были переданы Санкт-Петербургскому городскому общественному управлению, остальные продолжали действовать в составе Ведомства. Во втором десятилетии XIX в. к ним добавилась женская больница, основанная на средства А.Г. Елисеева. Кроме больниц и богаделен помощь бедным в Петербурге и его окрестностях оказывали благотворительные общества, подчинявшиеся центральному управлению Ведомства: Общество снабжения бедных теплой одеждой, Колпинское и Кронштадтское благотворительные общества, Община сестер милосердия княгини Барятинской. Различной помощью со стороны этих обществ одновременно пользовались несколько сотен человек.
Во второй половине XIX в. ВИМ начало осуществлять специализированное призрение слепых. В 1883 г. в его состав было принято учрежденное двумя годами ранее по инициативе супруги Александра II императрицы Марии Александровны и названное в ее честь Мариинское попечительство о слепых. В 1885 г. в Петербурге было создано Александро-Мариинское училище слепых — первое в России специализированное детско-юношеское учреждение призрения для слепых. Питомцы училища получали начальное образование и обучались ремеслам, доступным слепым. В 1893 г. в Петербурге Попечительством о слепых был организован еще один тип специализированного учреждения для трудового обучения слепых — Мастерские для взрослых слепых имени Константина Карловича Грота, названные так в честь их создателя. Кроме двух упомянутых заведений, Попечительство имело в Петербурге несколько богаделен для призрения слепых.
В конце XIX в. Ведомство учреждений императрицы Марии приступило к специализированному призрению глухонемых. В 1898 г. по инициативе и под покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны (Дагмары Датской) было создано Попечительство о глухонемых. Одновременно вдова Александра III возглавляла и Ведомство императрицы Марии. В 1900 г. император утвердил Положение о Попечительстве. С этого времени Училище глухонемых в Петербурге, существовавшее с 1806 г., стало базой для опытов по совершенствованию обучения глухонемых и подготовки педагогических кадров. В конце XIX — начале ХХ в. в Петербурге и Петербургской губернии были учреждены несколько учебно-воспитательных и лечебных учреждений для призрения глухонемых. Так, в местечке Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту действовала Мурзинская колония, представлявшая собой комплекс, который объединял общеобразовательную Мариинскую школу для глухонемых, школу-ферму, учебно-производственные мастерские и больницу.

Попечители и воспитанники Императорского училища глухонемых у здания Попечительства о глухонемых. Санкт-Петербург. Начало ХХ в. Фото К. К. Буллы
Все общества и заведения ВИМ действовали на благотворительной основе. Их финансовые средства формировались главным образом из благотворительных пожертвований, поступавших в том числе и от членов императорской фамилии. Пожертвования осуществлялись в различных формах: в виде регулярных членских взносов, уплачивавшихся членами советов, комитетов, попечительств и обществ, нерегулярных единовременных или периодических пожертвований от частных лиц, коллективов и общественных организаций, а также в форме доходов от операций с недвижимостью и проведения благотворительных мероприятий: лотерей, спектаклей, вечеров и т. д. Учреждениям призрения поступала плата за содержание воспитанников на сверхштатных вакансиях. Некоторые учреждения получали пособия из средств, находившихся в распоряжении центрального управления Ведомства императрицы Марии. В исключительных случаях учреждения Ведомства могли рассчитывать на государственные средства. Санкт-Петербургский воспитательный дом и большая часть петербургских женских институтов получили крупные суммы от членов императорской фамилии и других лиц. Эти суммы составили основу «неприкосновенных» или «основных» капиталов, на проценты с которых и существовали указанные заведения. Прочим обществам и учреждениям ВИМ приходилось постоянно заботиться о привлечении благотворительных пожертвований. Привилегированный статус Ведомства создавал существенные стимулы для благотворительной деятельности. Учреждения императрицы Марии пользовались правом присуждать от лица государства ордена, медали, чины и ведомственные мундиры за благотворительные пожертвования.
Для того чтобы сравнить эффективность благотворительных учреждений ВИМ в Петербурге и его окрестностях с другими подобными учреждениями, можно сопоставить расходы на социальную помощь. Расходы городского общественного управления Санкт-Петербурга на оказание собственно социальной помощи по смете на 1897 г. составляли в общей сложности до 375 000 рублей. С учетом расходов городского общественного управления на медицинскую помощь и образование эта сумма доходила в указанном году до 2700 000 рублей [6, с. 12]. Расходы одного только Санкт-Петербургского воспитательного дома в 1899 г. составили 1 388 914 рублей [6, с. 4]. Ежегодные расходы по содержанию десяти медицинских учреждений ВИМ в Петербурге (не считая входивших в состав Попечительства о слепых и Попечительства о глухонемых) в конце XIX в. доходили до 760 000 рублей. Капиталы Санкт-Петербургского совета детских приютов на 1 января 1899 г. составляли 1764 754 рубля 63 копейки [6, с. 6]. Более 90 % от этой суммы ежегодно расходовалось на мероприятия, непосредственно связанные с призрением.

Заседание Опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1913. Фото ателье К. К. Буллы
Говоря об эффективности и масштабах работы петербургских учреждений Ведомства императрицы Марии, следует учитывать, говоря современным языком, и качество осуществлявшегося ими призрения. Во многих случаях эти учреждения превосходили прочие благотворительные общества и учреждения. В первую очередь это относится к призрению детей и юношества. ВИМ располагало уникальными учебно-воспитательными комплексами, аналогов которым не было ни в Петербурге, ни в России. В северной столице к таким комплексам относились Воспитательный дом, Совет детских приютов, женские школы Патриотического общества, женские институты.
Опыт привлечения организованной благотворительности к решению социальных задач актуален для современной России. Благотворительность не может и не должна заменять государственную социальную политику, но способна существенно ее дополнять. Примером служит деятельность учреждений Ведомства императрицы Марии в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Исторические традиции отечественного благотворения, основой которых были милосердие, доброта, сознание религиозного и гражданского долга, опыт взаимодействия власти и общества в решении социальных задач, привлечения общественности к управлению социальными учреждениями и использования соответствующих эпохе стимулов благотворительной деятельности — все это может быть востребовано при решении социальных задач в новых исторических условиях.
А.А. Хитров — канд. ист. наук, доц., КГТУ
Список источников и литературы
- Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Собр. I.
- Селезнев И.Я. Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным их императорских величеств покровительством. СПб., 1878.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Собр. II.
- Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. Краткий очерк. СПб., 1906.
- Отчет по Ведомству детских приютов, состоящих под непосредственным высочайшим их императорских величеств покровительством за 1904 год. СПб., 1906.
- Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899.
Источник: Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 45 — 51.
Фото: http://charity.lfond.spb.ru/