АРЦАХ НЕПОКОРЁННЫЙ
«Наша среда online» — Завершаем публикацию статьи Валерия Сергеевича Газаряна, аналитика, активиста Арцахского освободительного движения, члена Президиума Верховного Совета НКР в 1992-1995 годах.
Заключение
Незадолго до заключения навязываемого нам перемирия и подписания Бишкекского протокола о скрытых в них для нас опасностях догадывались немногие. Политическую повестку диктовали Россия, посредники, такие личности как Шумейко, Ширимкулов и другие. Произошедшие во власти НКР перемены не оставили в самом Арцахе ресурсов противостояния властям Армении, чужим планам. В армянском обществе, особенно в Ереване, царила непонятная эйфория от заключенного перемирия. Во всей политической и военной элите Армении, если не изменяет память, только генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц был против диктуемого извне перемирия.
26 сентября 1997 года президент Левон Тер–Петросян, мастер интриг и внутриполитической борьбы, на пресс- конференции в Ереване выступил радетелем поэтапного плана урегулирования Карабахского конфликта и озвучил детали плана, а позже, 1 ноября, его статья “Война или мир. Время призадуматься” была опубликована в газетах. В них, испытывающий дефицит легитимности Тер-Петросян, признанный специалист по “мертвым цивилизациям”, вновь попытался “войти в анналы” и прибег к приемам политической демагогии. Он озвучил пораженческую концепцию, согласно которой в вопросе Арцаха армянская сторона должна пойти на сдачу территорий Азербайджану, мыслимые и немыслимые уступки в обмен на деблокаду Армении и призрачный статус Карабаха в неопределенной, а фактически смертельной перспективе.
Привожу лишь выдержку из этой статьи Тер-Петросяна: “Миф первый: Армения якобы оказывает давление на власти Нагорного Карабаха. В связи с этим утверждением заявляю со всей ответственностью: Армения лишь однажды оказала давление на Карабах – убедив его в 1993 г. участвовать в переговорах в рамках Минской группы, и это участие полностью себя оправдало. Ни сегодня, ни завтра Армения не намерена оказывать давление на Нагорный Карабах” (!?).
Из всего сказанного он прав только в одном – по части необходимости переговоров в “рамках Минской группы”. Промывая мозги армянскому народу, он даже договорился до того, что “в действительности противником Карабаха является международное сообщество, которому мы фактически бросили вызов. Не понимать эту простую реальность означает подвергнуть наш народ суровым испытаниям” и “Карабах выиграл не войну, а сражение” (!?) . При этом он не удосужился обьяснить – каким образом “международное сообщество” может быть против реализации армянами Арцаха закрепленного в международном праве “права наций на самоопределение” и где еще в мировой истории сражение длилось три с половиной года. Задолго до его выступления по поводу блокады Армении Турцией и других его тезисов, в Арцахе чувствовали надвигающуюся угрозу и знали о примерных тезисах, которые будут использованы. По поводу блокады, например, автор одной аналитической записки пришел к выводу, что при той обстановке в Армении эта блокада, хотя и является актом агрессии и войны, но в то же время является спасительной для Армении и предотвратила турецкую экономическую и прочую экспансию. Там же содержалась рекомендация – “возложить от имени благодарного армянского народа венок на могилу Т. Озала за организацию блокады Армении”.
Такая же блокада была вокруг НКР. Ничего страшного пережили и сдвинули границы блокады, также снимется блокада границы Армении, она не там, где должна быть, граница сама сдвинется на юг объективно, при нашей правильной политике, цвет блокады везде один, не увидеть это должен разве что дальтоник. Территорию можно сдать одной подписью на вечные времена, а блокаду – сегодня можно снять, а завтра под любым надуманным предлогом или по просьбе “ азербайджанских братьев” в условиях войны устроить заново. Этот вопрос вообще не может стоять в армянской политической повестке. Пораженчество Тер-Петросяна было отвергнуто и в Арцахе, и в Армении – армянский народ выбрал будущее с Арцахом и без Тер-Петросяна, а восемнадцатилетнее перемирие лучше всего опровергло его несостоятельные тезисы.
Многое из происходившего в то время в Арцахе казалось невероятным (нереальным) и вызывало недоумение у политиков и политологов, военных и прочих специалистов. Так, 4 февраля 1993 года на встрече представителя ВС НКР в Армении Манвела Саркисяна с американцами задавались следующие вопросы: а) с чем связана определенная экономическая активность в Арцахе? ; б) с чем связан обратный отток армян Ацаха к себе домой? в) в Арцахе армия стала более регулярной, с чем это связано?; г) какова структура и численность армии Арцаха?; д) откуда источник снабжения армии? (попробуй объяснить американцам, что из 43 танков 36 захватили у врага); е) как вы намерены жить дальше, ведь силы Арцаха и Азербайджана неравны? ж) почему “Дашнакцутюн” в Арцахе сильнее, чем в Армении и каково отношение Л. Тер- Петросяна с руководителями Арцаха, в частности, к “дашнакам”?
Американская аналитическая корпорация ”Рэнд” опубликовала в 2010 году исследование: “Победа имеет тысячи отцов. Источники успеха в антиповстанческих операциях” и дополнительный том, в котором приведены детали исследования и краткая характеристика тридцати антиповстанческих операций. Американские эксперты на основе методов исторического анализа и сравнительно качественного подхода исследовали наиболее значимые с 1978 по 2008 год ассиметричные конфликты. Американские аналитики выявили в карабахском конфликте специфические признаки и особенности. Отмечая, что “пример Нагорного Карабаха интересен тем, что повстанцы были более профессиональными, лучше обученными и вооруженными (!? – В. Г.), в то время как антиповстанческие силы представляли собою скорее разрозненные группы бойцов”(52), авторы объяснили успех армянской стороны второстепенными причинами. Если с выводом о том, что “в Советской армии дискриминировались мусульмане, и поэтому азербайджанцы обычно проходили обязательную военную службу в строительных или вспомогательных подразделениях. Напротив, тысячи армян служили в офицерских званиях и проходили боевую подготовку” (53) можно частично согласиться, хотя численность азербайджанцев в боевых частях все же многократно превышала численность армян автономной области в таких же частях, то другой вывод о том, что “Азербайджан к началу активной фазы не имел ни серьезного институционального военно-силового ресурса (!? — В. Г), ни соответствующего опыта противостояния карабахским силам” (54), как отмечено выше, выглядит ошибочным. Можно привести другие реальные факторы, оказавшие влияние на ход войны – многовековой генетический инстинкт национального самосохранения армян Арцаха в вооруженной борьбе, способность к освоению оружия и техники, умение восстановить и совершенствовать военную технику, рациональное использование имеющихся ресурсов и другое. Однако, как представляется, главными факторами, предопределившими успех армянской стороны, были: Право, Идея, Вера, Жертва. Если последняя является выражением высшего осознанного подвига лучших сынов армянского народа во имя утверждения первых трех факторов, то первые три предполагают нашу созидательную деятельность на этой Земле.
Ни в одном из происходящих в современном мире конфликтов Божественные силы, вследствие множества причин, не проявляются в той степени, как это происходит в Арцахе. Укажу, что Богоизбранному народу (по Библии – евреи) десятилетиями противостояли тот же Ясир Арафат, ряд радикально настроенных арабских шейхов и т. д. В рассмотренном нами выше случае подверженные воздействию формулы угрозы, тем более личности, разрушаются гораздо быстрее (СССР, Азербайджан, всякие саморазрушенцы).
Известный американский ученый археолог Мельвин Грув Кайл писал: “Никакую теорию нельзя окончательно принимать к вере и жизни, пока она не испытала и не удостоверена фактами; если из области опыта – фактами из опыта; если из области истории – фактами из истории”. Во время гражданской войны в Америке один из советников Авраама Линкольна вслух порадовался тому, Что Бог на их стороне. Линкольн ответил: “Сэр, я бы заботился не о том, чтобы Бог был на нашей стороне, а о том, чтобы мы были на стороне Бога, ибо Он всегда прав”.
Действие формулы восходит к первому веку, когда апостолы Фаддей и Варфоломей ступили на Армянскую Землю и распространяли христианство. Воздействие формулы значительно усилилось благодаря деятельности великого Григория Просветителя и принятию армянским государством христианства в 301 году. Мы относимся к тому небольшому количеству народов, для которых не столько внешние угрозы представляют опасность, сколько внутренние угрозы – саморарушительные факторы. Еще в пятом веке Боговдохновенный армянин Мовсес Хоренаци гениально обозначил причины – внутренние угрозы, приведшие впоследствии к потере армянской государственности: “Наставники – безграмотные и самодовольные, присвоившие свой сан, а не призванные Богом, избранные при помощи серебра, но не Духом, стяжатели, завистники, утерявшие кротость, в коей обитает Бог, и обратившиеся в волков, терзающих свою стадо. Монахи – лицемерные, чванливые, тщеславные, предпочитающие почести Богу. Епископы – горделивые, сутяги, суесловные, ленивые, ненавистники наук и назиданий, любители торжищ и скоморошества. Ученики – нерадивые в учении и скорые на поучения. Простолюдины – дерзкие, непокорные, бражники, вредоносные, бегущие от наследственного надела. Воины – робкие, хвастливые, ненавидящие брань, бездельники, сластолюбивые, нестойкие, грабители, пьяницы, похитители, собратья разбойников. Начальники – мятежные, приспешники воров, скаредные, рвачи, скупые, алчные, расхитители, разорители, сообщники слуг. Судьи – бесчеловечные, лживые, обманщики, взяточники, не чтущие закона, изменчивые, придирчивые. И полная утрата всеми любви и стыда”. При правлении Л.Т.Петросяна указанные Хоренаци факторы укоренились во всех сферах жизни, и, к сожалению, они не преодолены до сих пор.
Теперь вкратце остановимся на некоторых свойствах формулы.
Первое. Время, место и меру наказания за преступления (грехи) перед Арцахом определяет Бог.
Второе. В любом обличье дьявол побеждался и будет сокрушен на земле Арцаха (думаю, что и на всей Земле Армении).
Третье. Ни у кого нет шансов избежать наказания за преступления против Арцаха.
Четвертое. Разрушение угроз, направленных на Арцах, и исполнение Божественного наказания прямо зависимы от состояния нашей веры в Бога.
Пятое. С точки зрения математики (в Библии есть глава “Числа”) формула свидетельствует, что любой человек, убивающий на этой Земле армянина, автоматически становится разрушенцем и саморазрушенцем. В этом нетрудно убедиться, сопоставив людские потери в ходе войны с обеих сторон (у азербайджанской стороны многократно превосходящие). Другими словами, вероятность того, что кому-то удастся убить армянина на этой Земле и остаться в живых, чрезвычайно ничтожна, а если такие случаи и будут, то у этих людей с лихвой хватает опосредованного наказания.
Шестое. Каждое государство (даже сверхдержава), противопоставляющая себя Арцаху, подвергает себя угрозе Божественного наказания с труднопрогнозируемыми, либо непрогнозируемыми последствиями.
Апрельская агрессия Азербайджана убедила в неизменности его геноцидной политики. Вновь, как удостоверились в Европе и ряде стран, на стороне азербайджанской армии были задействованы те же знакомые акторы – отряды турецкого спецназа и “бозкурт”, представители ИГИЛ. Вновь использованы методы столетней практики геноцида – убийства и глумление над телами престарелых людей, отрезание голов и четвертование тел солдат. Наша стратегия выживания и победы должна оставаться той же, что и в войне 1991 – 1994 г.г. – Азербайджан должен терять территории, с которых ведет агрессию против Арцаха. Что же будет на этих территориях –не предмет наших забот. И в период апрельской агрессии отчетливо проявилось действие Божественных сил Невиданные чудеса героизма, отваги и невообразимо высочайший дух восемнадцатилетних армянских солдат сорвали далеко идущие вражеские планы.
Осмысливая формулу, следует подчеркнуть – в ней поистине реализуется принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления. Немаловажен и вопрос – каким бывает наказание? На сей счет справедливо утверждение – пути Господни неисповедимы.
С точки зрения синергетики (“теория совместного действия”) и синергетической методологии вышеприведенного анализа в формуле наиболее ярко проявляются самоорганизация армянства Арцаха, Армении и Спюрка, сочетание общеармянских и Божественных сил, нелинейность. Рассмотренная тема убеждает в сакральности Арцаха, являющегося для армянского народа источником восходящего к прародителю армянского народа Воинского и Духовного начала.
Думаю, наиболее ясно представляют себе сакральное значение Арцаха в Иране, может быть, и других государствах или центрах. В современной России наиболее отчетливо представлял себе сакральное значение Арцаха выдающийся политик А.И.Вольский.
Ни одно государство и ни один народ, признающий Бога, вне сомнений, не могут быть по определению нашими противниками.
О широком прикладном значении затронутой темы, как нетрудно догадаться, лучше не писать.
ВАЛЕРИЙ ГАЗАРЯН
Список использованной литературы:
- Библия, 1 –я Царств, гл. 17.
- Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, изд. “ Айастан “.1990 г., с.20 – 23.
- http:.// defakto.am/101868.html, Валерий Газарян, “Пантюркизм и его союзники в борьбе против армян Арцаха”/
- Конституция СССР, М.1987, (гл. 11, статья 87) , с.25.
- Газ. “Хорурдаин Карабах”, 23 августа 1933 г.
- Газ. “ Хорурдаин Карабах”, 4 октября 1933 г.
- А. Д. Богатуров, Н. А. Косолапов, М. А. Хрусталев, “ Очерки теории и политического анализа международных отношений”, М., 2002, с.242.
- http: /militera.lib.ru/sciece/sun-tszy/01.html. Сунь цзы, Искусство войны, глава1, предварительные расчеты,1
- М.А. Хрусталев. “Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза”/ М., 2008. с.119.
- http: /militera.lib.ru/sciece/sun — tszy/01.html. Сунь цзы, “Искусство войны”, глава11, 20.
- К. Клаузевиц. “О войне”, изд. корпорация “Логос”, “Наука”, М.,1999, с.55.
- Там же, с.55 – 56.
- http://dugward.ru/library/dostoevskiy/dostoevskiy_dnevnik1877.html, Ф. М. Достоевский, Дневник писателя 1877 год, апрель, глава первая, 2/
- http:.//vesti.az/news/104758, 26.01.2012, “Поражение у Дашалты явилось следствием предательства”.
- Cox C., Ejbner J. Etnic Cleansing in Progress: War in Nagorno Karabakh, текст книги размещен на сайте www. Sumgait.info.
- Валерий Газарян: “ Одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут…”, Анив, 2, 2010.
- http:.// minval. az/news/ 86618, 18 июля 2015 г., Аяз Муталибов: “ Госпереворот не дал мне подписать нефтяные контракты с США”.
- Втор.20:3.4.
- Татул Акопян. ”Зеленое и черное или ни войны ни мира”, Ереван, 2010, с.151.
- Татул Акопян. ”Зеленое и черное или ни войны ни мира”, Ереван, 2010, с.151
- К. Клаузевиц. “О войне”, изд. корпорация “Логос”, “Наука”, М.,1999, с.60.
- Там же, с.111.
- Ш.Л. де Монтескье, “О духе законов”, studentdream.narod.ru/monte.htm.
- К. Клаузевиц. “О войне”, изд. корпорация “Логос”, “Наука”, М.,1999, с. 202.
- Мухин В. “Российская армия спешно покидает Азербайджан”, Независимая газета, 12 августа 1992 г.
- М.Жирохов, “ Меч и огонь Карабаха”, “Изд. Центрполиграф”, М., 2012, с.110.
- 25 сентбря2012 г., vesti.az /news/130996, Павел Грачев сказал мне: ”Карабах ведь армянская территория, ну отдайте вы ее им…”, 25 сентбря2012 г., vesti.az /news/130996.
- http: //newtimes.ru/articles/detail/6203/
- http://dugward.ru/library/dostoevskiy/dostoevskiy_dnevnik1877.html, май – июнь, глава 4.
- М.Жирохов, “ Меч и огонь Карабаха”, “Изд. Центрполиграф”, Москва, 2012, с.113.
- Там же, с.113.
- Там же, с.120.
- Там же, с. 110.
- Л. Мелик – Шахназарян, “Военные преступления Азербайджана против мирного населения Нагорно – Карабахской республики“, Ереван1997 г., с. 204 – 205.
- М.Жирохов, “ Меч и огонь Карабаха”, “Изд. Центрполиграф”, Москва, 2012, с.121.
- Татул Акопян. ”Зеленое и черное или ни войны ни мира”, Ереван, 2010, с.246.
- Там же, с.237.
- В. Н. Казимиров, “Мир Карабаху”, М., Международные отношения, 2009, с. 118.
- Там же, с. 85.
- Татул Акопян. ”Зеленое и черное или ни войны ни мира”, Ереван, 2010, с. 253.
- Там же, с.253.
- М.Жирохов, “ Меч и огонь Карабаха”, “Изд. Центрполиграф”, Москва, 2012, с. 140.
- Том де Ваал, “Черный сад”, изд. ”Текст”, М., 2005, с .317.
- В. Н. Казимиров, “Мир Карабаху”, М., Международные отношения, 2009, с.281.
- Татул Акопян. ”Зеленое и черное или ни войны ни мира”, Ереван, 2010, с.256.
- §Ð³ÕóݳÏÝ»ñÝ ÇÝãå»ë »Õ»É »Ý¦ ²½¹³Ï³Ýã 44,¿ç 168, ºñ¨³Ý -2008, “Как были победы “, Ереван, 2008, с.168.
- В. Н. Казимиров, “Мир Карабаху”, М., Международные отношения, 2009 с.159.
- https:// www. civisbook.ru/File/Gobbs_Leviafan.pdf., Т.Гоббс , Левиафан, с.86,87.
- Там же, с.87.
- http /militera.lib.ru/sciece/sun-tszy/01.html. Сунь, Искусство войны, глава 2, 11.
- Второз. 28 : 7.
- Л. Дериглазова, С. Минасян. “Нагорный Карабах: парадоксы силы и слабости в асимметричном конфликте”, Ереван, 2011, с.21.
- Там же, с.21.
- Там же, с. 22.