c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

В России и Армении возрождается интерес к наследию затопленного Мологского края

Сен 14, 2020

НАСЛЕДИЕ

Ансамбль Макарьевского монастыря, сохранившийся с допетровского времени, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду при создании в 1940 году Угличского водохранилища.

«Наша Среда online» — В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась новая постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященная результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.

Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина, в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей — 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.

Экспозиция Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, с другой — деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей. Фрески, выбранные для экспозиции, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. В частности, публике будут показаны ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.

Экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов — архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В.П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.

Эта экспозиция продолжает возрождать интерес к теме затопления Мологского края. В марте 2017 года с берегов Рыбинского водохранилища пришла весть о подлинном чуде: затопленные церкви, покоящиеся на дне реки Мологи, посетила исследовательская группа аквалангистов, участников проекта «Затопленные святыни Мологского края». Поисковую команду возглавил Константин Богданов, позже ставший лауреатом премии «Человек года Русского Географического Общества». За эти годы исследователи провели несколько сезонов, разбивая лагеря на льду Рыбинки. Уже первые погружения под лед в январе-феврале 2017 года принесли сенсационные находки: перед глазами аквалангистов предстала прекрасно сохранившаяся аркада и лестницы набережной усадьбы Иловна, ее реконструкция была проведена выдающимся зодчим армянского происхождения Александром Таманяном. Командой Богданова была найдена аккуратно уложенная кафельная плитка. Стены самой усадьбы сохранились почти в первозданном виде.

Церковь во имя Преображения Господня, которую реконструировал А.Таманян по приглашению графа Алексея Алексеевича Мусина-Пушкина 

Зимние подледные погружения продолжились спустя год. И первым объектом поисков стала усадьба Борисоглеб, также принадлежавшая Мусину-Пушкину, и над ее перестройкой работал Таманян.

Тогда же начались поиски главной святыни усадьбы Иловна – руин церкви во имя Преображения Господня, построенной в 1765 году на средства Ивана Яковлевича Мусина-Пушкина и отреставрированной Таманяном перед революцией. В ту экспедицию со дна моря была поднята уникальная находка-осколок колокола с ликом святого Николая Чудотворца.

В 1990-е годы тему забытого наследия Александра Таманяна в российской глубинке поддерживал историк архитектуры, профессор Карен Бальян. Была переписка с С. Овсянниковым, заведующим художественным отделом Рыбинского историко-архитектурного музея. Позже тема популяризации наследия Таманяна в России стала затухать.

Но в эти годы мы стали свидетелями того, как в самых разных городах появляется интерес к нашему общему культурному наследию. Он появляется и в Москве, и в Ярославле, и в Калязине, и в Ереване, где в феврале во вновь открывшемся музее Артура Тарханяна и армянского архитектурного модернизма по предложению архитектора Анаит Тарханян была представлена книга «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна» (В.Олюнина, П. Джангиров).

В этой истории есть имя еще одного выдающегося армянского архитектора. Речь идет о Каро Алабяне. Под его председательством прошло заседание Президиума Академии Архитекторы 23 августа 1940 года, где был сделан доклад директором музея архитектуры М.П. Цапенко об окончании работа по снятию фресок в Калязинском монастыре и о намеченном распределении фресок между музеями.

Вот уже второй год команда Константина Богданова предпринимает попытку очистить набережную Мологи от ила и прочего мусора. И найти тех самых львов, которыми украсил ее архитектор Александр Таманян.

Валерия Олюнина, Павел Джангиров
Москва-Ереван