• Сб. Июн 22nd, 2024

В Институте востоковедения РАУ прошла лекция про зороастризм

Май 29, 2024

“Наша Среда online” – В клубе «Серендипити» – образовательной и дискуссионной площадке Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета (руководитель – профессор Виктория Аракелова) прошла лекция «Священные писания зороастрийцев». Её прочитал сотрудник ИВ РАУ Маттиас Вайнрайх.

Маттиас Вайнрайх родился в Берлине в 1964 году.

Он – выпускник факультета востоковедения Ленинградского государственного университета (кафедра иранской филологии). Кандидатскую диссертацию защитил под руководством профессора Гарника Серобовича Асатряна. В 1993 -97 работал в Пакистане (для Немецкого научного общества), далее – в Красном Кресте, зачастую в регионах профессиональных интересов, где продолжал научные изыскания.

Автор ряда работ по разным вопросам иранистики, в том числе трёх монографий:

  • «В поисках волшебного гриба» (Берлин, 2006)
  • «We are here to stay. Pashtun Migrants in the Nothern areas of Pakistan» (Bearlin, 2009)
  • «Миграция и язык: пуштуны в пакистанском высокогорье» (Ереван, 2014)

Специализировался по среднеиранским (среднеперсидский) и новоиранским (в частности, пашто), также по индо-арийским языкам (дардским языкам Восточного Гиндукуша и Западных Гималаев). Маттиас Вайнрайх открыл и описал один из двух диалектов языка домаки. Член редколлегии журнала Iran and the Caucasus, Brill: Leiden, и серии монографий Iran and the Caucasus Monograph Series, Brill:Leiden.

Маттиас Вайнрайх сообщил о том, что зороастризм – это коренная религия доисламского Ирана. Нужно различать современный зороастризм (распространённый в Индии и Иране) и исторический, который исповедовался на территории Индии и Ирана до XIII века. Сами зороастрийцы так себя не называли, их религия была «бехден» («бехдин»).

Исторический зороастризм – это одна из самых древних религий наряду с буддизмом, иудаизмом, религией Древнего Египта, Вавилонии и индийскими Ведами. Только в XVIII веке он появился в научном поле. Основой для этого стали сведения, поставляемые греческих, латинских авторов, изучение наскальных рельефов, руины храмов огня, монеты со старинной символикой (ранее их можно было купить на базарах, теперь они в музейных коллекциях). Также источниками сведений стали истории о зороастрийцах, рассказанные местными жителями.

В Европе на самого Заратустру смотрели двояко: как на мифическую персоналию, в то же время Вольтер и Дидро считали его соразмерным греческим философам Платону и Аристотелю.

Маттиас Вайнрайх отметил специфические черты зороастризма и его носителей. Так, браки между близкими родственниками у зороастров допускались (они запрещены, например, у христиан и древних греков). Также для их культуры характерно открытое погребение умерших. Особенно важна была для отправления культов высочайшая подготовка жрецов, которые наследовали этот путь от своих отцов, начиная читать наизусть Авесту (позже записанную на тысячах страниц) с 4-5 лет. Ошибиться в чтении было нельзя, так как самая малейшая неточность делала службу недействительной. Кроме этого, жрец рисковал стать частью Злой Вселенной и служителем Оромазда. Для зороастризма одним из важных ритуалов было ритуальное очищение сакрального пространства от загрязнения.

Постепенно их манускрипты находили свой путь на Запад и попадали в частные коллекции, их владельцы, конечно, не могли их прочитать.

Переломным годом в изучении зороастризма стал 1754 год. Когда один англичанин показал манускрипт своему коллеге, учёному Аврааму Дюперрону. Позже оказалось, что это была реплика из Авесты. Заинтересовавшись, Дюперрон, очень ограниченный в финансовых средствах, через год решил поступить наёмником во французскую армию, отправившись на корабле в Индию обычным солдатом. Непосредственно перед отправкой его разыскал сотрудник Парижской библиотеке и вручил небольшой гонорар, которого только и хватило, чтобы в первые месяцы пребывания в Индии питаться рисом и овощами.

На Востоке Дюперрон стал заниматься персидским языком, и в 1871 году издал свой первый труд Zent Avesta. Французское научное сообщество восприняло его с большим скепсисом. Вольтер и Дидро объявили Дюперрона шарлатаном. С таким большим трудом наука о зороастризме завоёвывала себе место на европейском научном поле.

Маттиас Вайнрайх в ходе презентации рассматривал символику зороастрийских рельефов, ареал распространения этой религии, которая зародилась в долине реки Харирут в Гиндукуше, а потом распространилась в Индии, Иране, Туркмении, Южном Кавказе (остатки храмов сегодня есть в Грузии, Армении, Азербайджане).

Зороастризм не был однородным, централизованным, так как распространялся устно до тех пор, пока в IV-V веках эти священные тексты  (молитвы, инструкции к ритуалам и проч.) не были впервые записаны. Так, предания  по обширной территории распространения оказались разными.

Особенно было интересно послушать, как звучат аутентичные молитвы сегодня. Магистрант ИВ РАУ Азамат Бетрозов (Северная Осетия) прочитал зороастрийские молитвы Ятхи Ахура-Мазде на русском языке.

Профессор Гарник Асатрян дополнил рассказ и сообщил, что зороастризм также делится на догматический и народный. Он упомянул труд Василия Абаева «Народный зороастризм».

Сегодня зороастризм – исчезающая религия, она пережила не один кризис. Молодые люди уже не так интересуются религией своих предков. Приверженцы зороастризма помимо названных выше стран проживают в Англии, Канаде, США, Пакистане, Австралии.

Валерия Олюнина

Top