КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — О реализме и академической школе в работах Антона Овсяникова сказано достаточно, и, посетив персональную выставку художника в галерее VNUTRI, можно в полной мере насладиться этой классической красотой, столь милой нашему глазу. И всё же о реализме сказать можно и нужно. Потому что любой художественный стиль отражает не индивидуальный и сиюминутный взгляд на мир, а взгляд, так сказать, народный. А ещё более правильным будет сказать – отражает единое мировоззрение.
Но вот проходят годы, один стиль приходит на смену другому, а реализм не желает оставлять свои позиции. Стоит задуматься – откуда у русского человека такая привязанность к этому стилю? Ответом на вопрос и может послужить живопись Антона Овсяникова. Его реализм, как и реализм предшествующих эпох, как и реализм будущего в русском искусстве связан с определённым мировоззрением. И это мировоззрение — религиозное. Желание изображать окружающую действительность правдиво, говорит об искреннем чувстве художника к миру, как прекрасному творению.
Вся русская реалистическая пейзажная живопись отражает не просто красоту родной природы, но в первую очередь, чувство художника. И это чувство — любовь и восхищение Божьим Творением. Это умение рассмотреть сквозь видимое красоту нездешнего, преображённого мира. Поэтому так часто в пейзаже звучит и тема тишины. Именно тишина даёт нам возможность того необходимого созерцания, которое обращает наши взоры в глубины самих себя. Поиск происходит не во вне, а внутри, там, где обитает наша индивидуальность, предназначенная к преображению. В работах Овсяникова есть и эта тишина, и молчание. Умение соединить динамику образа и созерцательную тишину представлено в картинах певца этой необыкновенной тишины – Михаила Нестерова. Антон Овсяников является здесь достойным продолжателем этой темы.
Заслуживают отдельного внимания и представленные на выставке натюрморты. Их отличает интерес не только интерес к красоте вещи, но и в целом, к человеку. Как в картинах «Ивановская 7», или «Печь», можно любоваться и прекрасно изображённой фактурой старой вещи, и одновременно ощущать искренний интерес художника к человеку. Ведь в каждом из этих натюрмортов – человеческая история. И это не вещи, отличающиеся изысканной эстетикой, а простые предметы обихода простых же людей. И сами эти люди, как правило, крестьяне занятые трудом, населяют картины Овсяникова. Рядом с ними художник часто изображает животных. И в этом видна традиция, идущая из глубин нашей родной истории, когда рядом с человеком, всегда жили животные, составляя крепкое единство.
Живопись Антона Овсяникова очень традиционна, в том высоком смысле, в каком традиционными для нас являются такие понятия как любовь ко всему живому и своей родной земле. В простых сюжетах его картин и заключён тот правильный патриотизм, который связан с нашим личным, интимным переживанием Родины.
Людмила Волошина