c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Традиции армянского застолья

Май 30, 2017

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Армянский пикник в Карпуте, 1914 год

«Наша Среда online» — Армянские народные традиции в отношении застолья конечно в современном мире во многих отношениях становятся общепринятыми. Тем не менее, до сих пор сохранились некоторые особенности. Например, традиционная армянская семья в деревнях не садится рано утром завтракать, пока ее члены не переделают самую неотложную работу по дому. Потом уже, сделав самое необходимое (причем работа распределена между членами семьи также согласно вековым традициям) молодые женщины — невестки, незамужние дочери, прибираются в доме, старшая женщина доит корову, прибирается во дворе, молодые мужчины на рассвете уже в поле или в лесу работают, старший мужчина, дедушка копается в саду и в огороде, ) садятся «выпить чаю или кофе» обычно на столе при этом яйцо, масло, сыр, творог. Потом все снова принимаются за работу, какая кому полагается. И только вечером, когда все снова собираются за столом — их ждет обильное застолье — это и обед и ужин.

Следует отметить, что привилегия готовить еду для всей семьи принадлежит только старшей женщине дома. Это означает ее безоговорочную власть в доме над молодым поколением.
Обычно в армянской семье не принято садиться за стол «наедине», т.е. только своей семьей. Особенно если в этот день хозяйка дома приготовила что-либо вкусное, глава семьи обязательно позовет кого-либо из родственников, друзей или соседей к столу. Иногда он просто выходит на улицу и зовет случайного прохожего «выпить с ним стопочку».

Когда в семье отмечают какое-то событие, за столом собирается ближний круг-братья и сестры родителей со своими семьями, женатые сыновья и замужние дочери со своими семьями. За стол садятся в следующей последовательности: во главе — отец семейства, справа и слева от него садятся почетные гости — старшие по возрасту родственники или соседи, затем рассаживаются сыновья и зятья, дочери и невестки, остальные — в порядке старшинства. Мать семейства (старшая женщина) садится напротив мужа, в конце стола, только когда убедилась, что все в порядке на столе и все расселись. Для детворы и подростков обычно накрывается отдельный стол.

Застолье открывает самый старший в семье, даже если это очень старый дедушка. Он произносит небольшую речь, в которой объясняется, по какому поводу все приглашены на это торжество и назначает тамаду, т.е. столоначальника, и предлагает всем поднять бокалы и выпить первый тост за тамаду. С этого момента старшим за столом является тамада, который в солидном и приятном стиле должен руководить застольем. Конечно, каждый тамада ведет застолье несколько своеобразно, стараясь отличиться оригинальностью и остроумием, сам определяет очередность тостов и интервал подачи блюд, тем не менее, существует несколько обязательных моментов, которые ни один тамада не может не соблюдать.

Второй тост провозглашает уже тамада. Он обязательно красивыми словами и добрыми пожеланиями освещает повод и причину, по которой они собрались за данным столом. Затем тамада предлагает всем желающим также высказаться и произнести свои пожелания. Тем самым повод данного торжества обрисовывается с разных сторон устами почти всех присутствующих. Затем поднимаются тосты за здоровье всех присутствующих по очереди в порядке старшинства. ( Если кого-то вдруг забыли — это будет причиной очень глубокой обиды). Тот, за которого подняли тост и выпили, поднимается, благодарит за хорошие слова о нем, обещает стать еще лучше, умножить свои достижения и искоренить недостатки.

Когда закончились индивидуальные тосты, произносится один традиционный тост: «Да будет всегда незапятнанной честь нашего рода, чтобы нам никогда не пришлось стыдиться за кого-либо, но чтобы мы были всегда желанны и рады друг другу. Нашей чести, нашему очагу, нашей земле, чтобы мы всегда были истинными хозяевами. Господь да убавит от корысти да прибавит к добродетели нашей. Хлеб и вино да пребудут всегда на нашем столе, а самый наш трудный день пусть будет похож на этот…».

В последние годы, после Карабахской войны (1990-1994 гг.) в обязательном порядке все стоя выпивают за героев, павших боях за Отечество, желают, чтобы они были последними жертвами. Чтобы все родители, когда придет время уходить в мир иной, уходили «не зная слез», т.е. чтобы дети хоронили престарелых родителей, а не наоборот. И чтобы ни один ребенок не становился сиротой.

Обязательно пьют за мирное небо, а в самом конце, на прощание — за этот хлебосольный и гостеприимный дом. Вспоминают всех замечательных людей данного рода, благодарят хозяйку и всех, кто ей помогал. Во время застолья каждый, кто хотел высказаться, обязательно просит разрешения у тамады. Без разрешения тамады нельзя вставать и выходить из-за стола. Курить нельзя не только за столом, но вообще считается аморальным, когда молодой человек курит в присутствии боле старших. Это считается неуважением к старшим. (Даже 60-летний сын не курит в присутствии своего отца). Тосты обычно произносятся как здравица, похвала, но обязательно также как наставления и пожелания дальнейшего совершенствования, особенно, если речь идет о молодых.

Обычай «чокаться», т.е. соприкасаться бокалами во время тоста имеет глубокий смысл — это символическое единение, знак дружбы и уважения. Нельзя допустить, чтобы ваш бокал при этом был выше, чем у того, с кем вы «чокаетесь» — значит, вы себя ставите выше его. Это — проявление неуважения. Поэтому кто старше по возрасту, у того бокал должен быть выше при «чоканий». Мужчина всегда проявляет уважение к женщине (любого возраста), опуская свой бокал хоть немного ниже ее бокала. Когда в силу каких-либо обстоятельств между бывшими друзьями происходит размолвка, говорят «Да я же с ним тосты говорил, как я могу с ним рассориться?». Хотя бы однажды проведенное вместе застолье, разделенное вместе «хлебосоле» обязывает. Возникшее за столом знакомство превращается в доброжелательные приятельские отношения. Звон бокалов еще долго звучит в душе порядочного человека.

Вообще раньше армяне пили водку 20-25 грамм только одним глотком утром, натощак, для хорошего пищеварения и «дезинфекции организма», причем прежде чем выпить, осеняли себя крестным знаменем и произносили « Господь наш Иисус Христос- Амен». Вечером, за семейным столом мужчины обязательно пили вино. Но не более трех стопок. В праздники и женщины пили только вино. Вино в армянском народном быте не является простым напитком. Оно символизирует живительный богоданный сок. Вино готовилось почти из всех фруктов, но самыми избранными стали виноградное, гранатовое и вишневое вина. Вино делали в каждом доме, и на каждом столе всегда стоял кувшин с вином. Первые три года вино постоянно процеживали, очищая от осадка. Пить его можно было только после трех лет с момента его изготовления. Когда оно становилось прозрачным. Очищенное трехлетнее вино хранили в больших глиняных кувшинах «карасах», зарытых в земле (чтобы оно хранилось в постоянной прохладе). Запечатанный карас открывался только по особому случаю. Виноградное вино подавалось к мясным блюдам, а гранатовое — к рыбным. В конце пиршества подавались фрукты, сладости, орехи всякие, сушеные фрукты, чай или кофе. Иногда устраивались развлечения — состязания для молодежи. Например, кто сможет съесть целый гранат, не уронив ни зернышка, кто сможет съесть яблоко или грушу так, чтобы не было ни звука, кто сможет съесть ежевику или кизил, совсем не испачкав пальцы. Эти игры в шутливой форме воспитывали у детей аккуратность и опрятность.

Застолье для армянина — прежде всего место общения, место интересной беседы, Место еще большего сближения с родными и близкими, место духовного наслаждения. Вино при этом помогает слегка раскрепоститься и стать более красноречивым и искренним. Стол должен быть обильным. «Если зовешь гостей, на столе должно быть все — от грибного масла до сорочьего молока».

Застолье длится долго, едят и пьют много, но пьяных не бывает. Считается, что настоящий сильный мужчина не пьянеет, если же опьянел, то он слабак, это бесчестье для него и для его семьи. Женщины пьют вино 1-2 бокала. Когда гости и родные расходятся, с ними хозяйка обязательно передает гостинцы со стола для тех, кто не пришел на это застолье по какой — либо причине, особенно, если это больные или престарелые люди, маленькие дети или беременные женщины. Если по соседству или на квартале или в деревне есть бедные и обездоленные семьи, престарелые одинокие люди, им обязательно посылается гостинец со стола. Причем это делается перед тем, как сесть за стол, чтобы никто не подумал, что это остатки. Помочь «куском хлеба» считается богоугодным делом. Когда в армянской семье случается, что кто-то из своих чудом спасся от какой-либо серьезной опасности, то мать говорит: «Интересно, кому же отдала кусок хлеба, что это сейчас ко мне вернулось?» То есть «делая добро, бросай его в воду, и оно к тебе обязательно вернется».

За повседневным застольем, за обедом, армянская женщина всегда ставит еще один дополнительный прибор «для неожиданного гостя».

Еразик Арутюнян
Перевод с армянского Варвары Маргарян

Архивное фото с сайта: houshamadyan. org