c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

«Тифлисский Рафаэль» Акоп Овнатанян

Июл 21, 2023

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

«Все великие живописцы использовали и рисунок и цвет сообразно со своими склонностями, и это сообщало их творениям то высшее качество, которому нельзя научить: поэзию формы и света. В этом сходятся все великие мастера всех живописных школ.»

Эжен Делакруа

«Наша Среда online» — Как живописец и мастер портрета Акоп Овнатанян – исключительное явление в истории искусства. Его небольшие по размерам работы, наделённые необычайным живописным обаянием, способны украсить любой музей.

Биографические данные о художнике чрезвычайно скудны. Родился он в многонациональном Тифлисе, ставшем в XIX веке крупным центром армянской культуры. Писал своих современников, в основном людей состоятельных. «Кому нужен был портрет, всякий прибегал к Авнатанову, и он всегда удовлетворял всем требованиям», — отмечал петербургский журнал «Иллюстрация» (1845, № 20). Неудивительно, что когда в Тифлисе появился даггеротип, об Овнатаняне мало-помалу забыли. В конце 60-х гг. художник перебрался в Персию, где и работал до конца жизни (его единственную фотографию – она помещена здесь — обнаружила два десятилетия назад в Тегеране искусствовед М. Казарян).

В 1829 г., уже автором ряда портретов, он подал в Петербургскую академию художеств прошение о приёме, но получил отказ по возрасту. Если предположить, что, начиная с 1830 г., Овнатанян писал хотя бы по десять портретов в год, им выполнено не менее пятисот картин. Однако ныне нам известно лишь около пятидесяти.

Наследие Ованатаняна, стяжавшего себе славу «тифлисского Рафаэля», пережило возрождение в советское время. Его работы хранятся в Государственной картинной галерее Армении и Государственном музее искусства Грузии, а также в частных собраниях.

Работы Овнатаняна большей частью не подписаны и не датированы. Поскольку жизнь автора и его героев неизвестна, на овнатаняновские портреты, столь схожие между собой композиционными особенностями, ложится оттенок таинственности. Между тем эти особенности (женщины изображены по преимуществу сидящими в кресле, мужчины – держащими одну руку на поясе, а подростки с книгой) вполне заменяют подпись художника. Эти же особенности останавливают внимание зрителя на живописных достоинствах картин, обусловливая и неповторимую их красоту, и высокую художественную ценность.

Когда всматриваешься в работы Ованатаняна, кажется, будто выполнение заказа, главная цель которого – точно воспроизвести лицо и убранство модели, всякий раз даёт художнику счастливую возможность очутиться в своей стихии, выразить своё отношение к любому предмету материального мира, опоэтизировать его и подать с ювелирной тонкостью отшлифованным и ограненным. Художника интересует не столько психологический облик модели, сколько сам человек. Поэтому он всегда держит в центре внимания лицо и руки и особенно сияющие, как самоцветы, глаза, словно заглядывающие сами в себя… Всё, к чему ни прикоснётся кисть художника, должно прозвучать чисто и изящно, воплотить его внутреннее видение, стать живописным перлом. Таково творческое кредо Овнатаняна.

В XV веке после падения Византии Армения была поделена между Персией и Османской империей. Для армянского народа настала пора тяжёлых испытаний. Однако он веками, словно неугасимый огонь под пеплом, хранил свои духовные ценности и веру в созидание и донёс до нового времени здоровые, неискаженные традиции отечественного искусства. Что касается живописи, то тут огромная роль принадлежала талантливому роду Овнатанянов. Начиная с Нагаша Овнатана (1666-1722), поэта и художника, чьи фрески украшали Эчмиадзинский кафедральный собор, этот род на протяжении почти двух столетий давал армянской культуре даровитых живописцев. Акоп – внук внука Нанаша Овнатана – последний в их роду. Рисовать его выучил отец, богомаз Мкртум. Вступление Акопа в самостоятельную творческую жизнь совпало с важным историческим событием.

В 1828 г. Восточная (Персидская) Армения вошла в состав России. Это способствовало оживлению её экономики и культуры. Армянская литература и искусство вышли на новый путь, который ознаменован тесной близостью с европейской и русской литературой и искусством. Армянские художники (С. Нерсисян, И. Айвазовский, Г. Башинджагян, В. Суренянц и др.) получали специальное образование в Петербурге, Париже, Мюнхене и т.д. и привносили в национальное искусство разнообразие жанров и новые, европейские методы. Затем вплоть до конца века эти методы укоренялись в армянской почве, приобретали национальное своеобразие.

Овнатанян остался в стороне от этого процесса, хотя в его творчестве заметно стремление к европейской технике. Его портреты подчас напоминают Гойю, подчас Клуэ, подчас Кипренского. Но только напоминают. Не исключено, что Овнатаняну приходилось видеть классические образцы портретного искусства. Однако едва ли, не опираясь на собственные корни, мыслимо было достичь такого своеобычного совершенства, какое являет собой его живопись.

Возникновение во второй четверти XIX в. вдали от европейских центров, в городе, ещё не знакомом с идеалами высокого искусства, светской, проникнутой духом времени реалистической живописи Ованатаняна кажется в высшей степени неожиданным, настоящим чудом.

Связь станковой живописи Овнатаняна, несомненно новаторской для армянской традиции, с западным искусством неоспорима. Любовь же художника к сугубо декоративным деталям свидетельствует  о его связи с восточной культурой. Эти связи закономерны. Живущий на рубеже между Западом и Востоком, армянский народ несёт в себе определённые черты и того, и другого, не являясь тем не менее по своему характеру, в котором отразились особенности окружающей природы и условия существования, ни восточным и ни западным. Точно так же и Овнатанян – соприкасаясь с двумя культурами, он не принадлежит ни к той, ни другой.

Главный источник художественного мышления Акопа Ованатаняна и его живописного языка – традиция средневековой армянской миниатюры и народного искусства. Он поднял национальную живопись до классических высот, став последним художником армянского средневековья и первым художником нового времени.

В отличие от предшественников Овнатанян писал маслом, однако сохранил чистоту и звучность цвета. Цвет у него насыщен, материален и не подчинен законам перспективы. Одна из характерных особенностей ованатаняновских работ – принцип плоскостного изображения. Создать на поверхности холста гармонию цветовых плоскостей и их звучания – вот основа колористического мышления Ованатаняна, его главная задача. Вызывающие ощущение объёма тончайшие, подчас едва заметные полутона, как и богатство украшений, не мешают художнику добиться своего.

На портретах Овнатаняна цвету принадлежит ведущая роль. Несмотря на декоративное звучание, он помогает по-своему выявить внутренний мир модели, в чем, кстати, заключался один из принципов уже победившего в Западной Европе романтизма. К примеру, на портрете Натальи Теумян художник посредством гармонии удивительно изящного рисунка и тёмно-зелёного, белого, розового пластов создал глубоко музыкальный, поэтический образ. На портрете же Нерсеса Аштаракеци поразительно смелый контраст красного и тёмно-синего связан с суровым выражением лица католикоса и помогает раскрыть его сильный волевой характер. Лучшие работы Овнатаняна, особенно женские, решены именно в этом ключе.

Характерная черта овнатаняновского искусства – монументальность. В своих портретах художник как бы акцентирует контуры тела, которые у него ясны, обобщены и полны сдержанной, внутренней выразительности. Постепенно суженный кверху силуэт напоминает архитектурную конструкцию. Чтобы подчеркнуть пирамидальность композиции, Овнатанян прибегает к условности движений. Так, его сидящие в кресле героини словно полустоят, а мужчины держат одну руку за спиной. Предметы, изображённые в нижних рядах полотна (пояс, носовой платок, книга, край стула или стола) своими формами и цветовым звучанием всегда помогают уравновесить композицию. Именно равновесие цвета и линии придаёт небольшим портретам Овнатаняна величавость и монументальность.

Ещё одна важная особенность. Размышляя о песнях Саят-Новы, В. Брюсов увидел в их кажущейся однотонности неисчерпаемое разнообразие. Те же слова можно отнести и к тысячелетним армянским хачкарам и храмам, «Книге скорбных песнопений» Григора Нарекаци… Портреты Овнатаняна тоже однообразны, но при этом заключают в себе удивительное колористическое разнообразие. Художник похож на своих предков-поэтов, он всегда поёт одну песню – о своей неизбывной любви к человеку и миру, однако его песня всякий раз звучит по-иному.

Припадая к истокам отечественной культуры, Акоп Ованатанян создал совершенно самобытное искусство. Его неповторимое наследие – одна из прекраснейших вершин армянской живописи.

Мартирос Сарьян как-то сказал: «Не надо забывать, что и у нас есть своя Джоконда, порождённая бессмертной кистью Овнатаняна. Конечно, не будь Армения ареной бесконечных нашествий, она бы появилась раньше…»

В 1970 г. на парижской выставке «Армянское искусство от Урарту до наших дней» экспонировалось пять работ Ованатаняна. Они смотрелись с неослабным восхищением. Встреча с портретом Н. Теумян в столице искусств стала встречей с «армянской Джокондой».

Шаэн Хачатрян

Источник:

Акоп Овнатанян. 1806-1881 Серия «Армянские мастера кисти» Армянский фонд культуры. Издательство «Эребуни», 1989