c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Татьяна Свадьбина. Раны Армении

Мар 17, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna1

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Раны Армении

Татьяна СВАДЬБИНА,
доктор философских наук, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского

«Раны Армении…» Говоря о них, нельзя не восхититься самоотверженностью и созидательной энергией одного из древнейших народов мира.

«Раны Армении» – так назвал свой исторический роман в 1841 году основатель новой армянской литературы Хачатур Абовян, посвятив его освободительной борьбе армянского народа в период русско-иранской войны 1826–1828 годов.

Этот ёмкий эпитет применим, на мой взгляд, ко всей многовековой истории Армении. Штудируя энциклопедии, открываю для себя (историка по образованию, выпускницы ННГУ им. Н.И. Лобачевского) удивительные факты и подробности из истории и культуры армянского народа, которые не потеряли своей актуальности и сегодня, на постсоюзном пространстве.

Начнем с истоков.

Страна древних предков армян, населявших северо-восточную часть Малой Азии, в хеттских надписях XVI–XV вв. до н. э. называлась Арматана, а позднее, в XIV–XIII вв. до н. э., – Хайаса; оттуда – под названием урумейцев – жители страны продвинулись в ассирийскую провинцию к юго-западу от озера Ван. Под названием Урме, или Арме, в середине VIII в. до н. э. эта провинция была присоединена к государству Урарту. В древнеперсидских текстах страна именуется как «Армины» (в древнегреческих – «Армения»). Само население называло страну «Хайк», а себя – «Хай». С IV в. до н. э. страна находилась под властью Ахеменидов и Селевкидов.

И вот, наконец, небольшая «передышка» в 700 лет (с III в. до н. э. до IV в. н. э.), когда возникло и развивалось государство «Великая Армения», со столицей Арташат.

Думается, «великой» страна стала не только за счет расширения территории до Сирии, Месопотамии и Киликии, а в первую очередь потому, что в 301 году Армения стала христианским государством (т. е. на 687 лет раньше Киевской Руси). Уже в 303 году был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана). Первым католикосом всех армян стал Григорий Паргев; отсюда – церковь григорианская, церковь, сделавшая многое для развития и умножения богатства армянской культуры. (Кстати, возраст самого Еревана – тогда крепости Эребуни – почти 2800 лет. Он – ровесник Вавилона и Ниневии.)

Во-вторых, Армения Великая – ещё и потому, что получила свою письменность (до этого население пользовалось ассирийской клинописью). В 405 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, и написанные на нем древние тексты можно увидеть в Матенадаране (в Ереване) – крупнейшем в мире хранилище десяти тысяч древнейших рукописей и 200 тысяч архивных документов.

А что дальше? Опять «черная полоса» в 1000 лет! Одни завоеватели сменяли других: римлян – киммерийцы, скифов – персы, парфян – арабы, монголо-татар – мамлюки. В следующие 300 лет, в XV–XVIII вв., Армения была разделена между Ираном и Турцией, но и в этих условиях армянский народ не прекращал вести освободительную борьбу, не без основания рассчитывая на покровительство России.

В 1805–1828 годах Восточная Армения была присоединена к России (Эриванская губерния). Дальше – больше! Одновременно в 1828 году русская армия заняла часть Западной Армении – Карс, Ардаган, Большой Арарат, Баязет, Эрзурум. Но вот незадача! Уже через год по условиям Адрианопольского мирного договора большая часть этой армянской территории перешла к Турции, вследствие чего 150 тысяч армян переселились в Восточную Армению. Успели!..

И вот теперь – самая страшная и трагическая страница в истории армянского народа. К началу Первой мировой вой-ны, в 1914 году, четыре миллиона армян компактно проживали на территории исторической Армении (в пределах Закавказья, Российской империи – 1,5 миллиона из них; в Турции – 2,5 миллиона). В 1915–1916 годах из 2,5 миллиона армян, проживавших в Турции, свыше 1,5 миллиона человек по приказу турецких властей было уничтожено, а более 600 тысяч – насильственно выселено в бесплодные районы Месопотамии. Вследствие Геноцида армян вся Западная Армения практически лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. 300 тысяч человек нашли убежище в Закавказье, в пределах России.

В итоге это привело к полной ликвидации армянского присутствия на большей части исторической родины армянского этноса. И даже сегодня, когда Турции вовсе не угрожает «армянская опасность», турецкие власти все так же последовательно уничтожают следы пребывания армян на территории Западной Армении. Церкви превращаются в мечети или вовсе разрушаются, хачкары пускаются на щебень. Сегодня, спустя 100 лет после массового уничтожения армян Османской империи, вопрос осуждения международным сообществом Геноцида армян по-прежнему остается открытым. Однако в последнее время налицо некоторые сдвиги: резолюции, осуждающие Геноцид армян, приняли Совет Европы, Европарламент, Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей, Уругвай, Россия, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Польша, Литва, Греция, Словакия, Кипр, Ливан, Уругвай, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан, в США из 50 штатов Геноцид признан 48 штатами.

А дальше – советский (с 1920 г.) период в истории Армении и с 1922 года – союзный (заметим: по договору Советской России с Турцией в 1921 г. за Турцией остались-таки территории включительно по озеро Ван, а значит, «ноющая рана» армян по исторической территории?).

Однако, как было сказано, под «величием Армении» может пониматься преданность вере, гордый и несломленный дух её народа, красота и уникальность её культуры, неповторимость и притягательность её природных ландшафтов.

На весь мир прославили Армению великие мастера музыкального жанра – композиторы Комитас, А. Хачатурян, А. Бабаджанян; исполнители – Г. Гаспарян, П. Лисициан, З. Долуханова, а из эстрадных певцов – Ш. Азнавур и Ж. Татлян.

На десятки языков переведены стихи Г. Эмина, О. Туманяна, книги С. Капутикян и М. Шагинян.

Те, кто был в ереванской картинной галерее, согласятся со мной, что невозможно глаз оторвать от жизнеутверждающих, красочных полотен Мартироса Сарьяна.

Но более всего поражают памятники зодчества, архитектуры, начиная с остатков крепостей Урарту, а также храмы Звартноц (VII в.), Эчмиадзин (IV в.), Гарни (II в. до н. э.), храм Ахтамар (X в.), монастырь в Гегарде (XII в.); храмы на берегах озера Севан (X в.); и повсюду – хачкары («крест-камни») – как напоминание о трудной судьбе армянского народа.

Незаживающей раной для Армении и всех, кто верен многонациональной и советской дружбе, является 7 декабря 1988 года, когда в результате землетрясения погибли более 22 тысяч жителей этой союзной республики и за несколько минут города и поселки превратились в груды камней, провалились в бездну.

Когда вечером Центральное телевидение показало эти кадры, моё сердце словно остановилось: «Нет! Не может быть! Всего десять лет назад я прогуливалась по этим улицам, кварталам Ленинакана (ныне Гюмри), Кировакана (ныне Караклиса), Спитака, Степанавана, Еревана! Там много моих друзей – живы ли они?!.» К слову сказать, уже на другой день утром на первом этаже нашего педагогического университета был открыт пункт для сдачи крови пострадавшим в Армении; очередь тянулась весь день от входных дверей. А оба помещения парткома и комитета ВЛКСМ уже к вечеру были до потолков заполнены вещами, игрушками, книгами, лекарствами – всем, что может пригодиться обездоленным взрослым и их детям. И такая картина наблюдалась во всех вузах, на всех предприятиях, школах, больницах – по всей стране. Спасти Армению – её жизнь, её будущее! Не дать ей пропасть, исчезнуть в небытии, ибо человечество осиротеет и обеднеет без этой яркой и бесценной жемчужины!

А потом был декабрь 1991 года – одна общая рана на всех: распад Союза, межнациональные войны, конфликты, издержки рыночной экономики в «лихие девяностые» – и, как следствие, – мигранты, беженцы, переселенцы из бывших союзных республик в Россию.

Армяне, будучи примерными гражданами других государств, максимально интегрированы в общества этих стран, добиваясь успехов в различных областях, но в то же время они остаются истинными армянами, сохраняя свою самобытность как зеницу ока, помня, что у них есть родина Армения. Остаётся сказать этому удивительному народу, что у него задача простая и ясная – помня уроки, заживлять раны и идти дальше.

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ