К 85-летию со дня рождения выдающегося кинорежиссёра
«Наша Среда online» — В марте этого года исполнилось бы 85 лет со дня рождения актёра, сценариста, режиссёра документального и художественного кино Виктора Амбросиевича Титова. Парадоксально, что автор лент, добрая треть которых является шедеврами, за свою долгую творческую жизнь получил единственную награду — за вклад в российское кино на фестивале «Окно в Европу» в Выборге в 1999 году. Удивительно и то, что его имя осталось как будто позади его ярких фильмов.
Виктор Амбросиевич Титов родился 27 марта 1939 года в Степанакерте. Его отцом был донской казак, а мать карабахская армянка. Да, такое крепкое соединение двух сильных и энергетически заряженных кровей. В 1950-ых годах семья и переехала в Ростов-на-Дону, в историческую Нор-Нахичевань.
Университетами стали и служба в армии в артиллерийских войсках. Потом по комсомольской путёвке поднимал целину в Казахстане, там и раскрылся его актёрский и режиссёрский талант при организации капустников, в своих первых спектаклях играл и сам. В возрасте двадцати четырёх лет в 1963 году поступил во ВГИК в мастерскую режиссуры к прославленному Михаилу Ромму, автору фильма «Обыкновенный фашизм». После отстранения педагога его ученики были переданы Александру Столперу, которому удалось выпустить плеяду талантливых кинематографистов. Однокурсниками Титова были Динара Асанова, Сергей Соловьев, Игорь Шешуков и другие будущие мастера советского кино.
Их поколению досталась если не трагическая, как их отцам-фронтовикам, но полная драматизма судьба. Уже шёл излёт хрущевского времени, и Виктору Титову понадобилось десять лет, чтобы в полную мощь утвердить свой талант. Пожалуй, больше всего духовная близость сложилась у него с Динарой Асановой из Киргизии. После её самоубийства Виктор Амбросиевич снял документальную ленту «Динара» в 1988 году. Это повествование не только об изломах её пути. Оно – об одиночестве, начинавшемся отчуждении в советском обществе, желании спасать и спасаться, не допустить катастрофы, которая случилась в 1991 году. В этом фильме он вспоминает о Василии Шукшине, Владимире Высоцком, Александре Вампилове, Ларисе Шепитько, Николае Рубцове, Андрее Тарковском, Геннадии Шпаликове, Юрии Визборе… Очень талантливых представителях его поколения, ушедших слишком рано… Поэтика Титова, особенно документальная, прошита мудростью и тревожным заглядыванием в надвигающееся будущее. В «Динаре» мы слышим за кадром его голос: «Зрелость – это не плод, готовый упасть. Зрелость – это когда движение к совершенству обретает все более направленные формы, а смысл жизни начинает светиться и наполняться истинным содержанием».
Свою дипломную работу в 1968 году он защитил созданием фильма «Солдат и царица» с Олегом Далем и Екатериной Васильевой. Потом были «Вальс», советско-болгарский фильм-опера «Любовь к трём апельсинам» по одноимённой опере Сергея Прокофьева. Худсовет Госкино признал его «формалистичным, буржуазным, развратным» и приговорил этот вариант к уничтожению. Титов не сдался, внёс сотни правок и картину один раз показали по телевидению.
Карьера молодого режиссёра могла быть сломана, но Виктора спасло неистребимое армянское чувство юмора. Его сатирическая комедия о Москве 1920-30 годов «Ехали в трамвае Ильф и Петров» по фельетонам и рассказам Ильфа и Петрова прошёл по экранам СССР с большим успехом. В нем сыграли лучшие актёры того времени – Евгений Леонов, Лев Дуров, Владимир Басов, Зиновий Гердт, Михаил Глузский, Олег Табаков, Иннокентий Смоктуновский.
Потом был ещё ряд прекрасных документальных лент – о курганском хирурге Гавриле Илизарове, который прославился на весь мир своим аппаратом для фиксации костей при переломах; про «чудо с косичками» гимнастку Ольгу Корбут.
В 1975 году имя Титова прогремело на весь СССР, когда вышел его восьмой фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!». Лента до сих пор не сходит и с наших телеэкранов. А через пять лет новая удача – Елена Цыплакова и Александр Соловьев сыграли в фильме «Адам женится на Еве». Здесь звучит великолепный цикл песен на сонеты Уильяма Шекспира в переводе Самуила Маршака и на стихи Константы Галчинского в переводе Леонида Мартынова. Исполняет их на свою музыку Микаэл Леонович Таривердиев. Эти шедевры вокального искусства («Люблю», «Не изменяйся, будь самим собой», «Увы, мой стих», «Я виноват» и другие) служат отбивками между эпизодами из жизни современных влюблённых. Этот таривердиевский цикл стал одним из самых любимых у советских слушателей. Сын композитора Карен, служивший в спецназе ГРУ в Афганистане, как-то признавался: однажды он в о время службы в армии услышал строки «О, пусть когда настанет твой конец, /Звучат слова: «Был у меня отец!» расчувствовался, не сдержав слез…
А сотрудничество Титова с Арменом Джигарханяном повторилось потом и в 14-серийной саге по роману Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Можно с уверенность сказать, что сегодня этот фильм снова должен быть пересмотрен и нами, кто уже видел уничтожение советской парадигмы во всех сферах жизни – в науке, культуре, религии, армии. И уже новым поколением, ведь он являет неизбывные русские типы, которые трансформируются в переходном времени. В «Жизни Клима Самгина» талант режиссёра обретает новые грани. Ведь Горький, заложивший основы соцреализма, писал роман в модернистском ключе, и это не могло не отразиться на режиссуре. Особенно это выразилось в последней серии, захватывающей период с 1914 по 1917 год. В кутежах у присяжного поверенного Прозорова, как в рассказе Эдгара По «Маска Красной Смерти», появляется Маска, которая кормит с ложки красным вареньем все больше падающего на нравственное дно Клима Самгина и его очередную случайную любовницу.
Снимал сериал Титов пять лет, начиная с 1983 года. Был представлен по телевидению в разгар перестройки в 1988 году. Открытием фильма стал блистательный двадцатишестилетний актёр Андрей Руденский со своей неповторимой харизмой и голосом. «Перевёл» его в Москву после третьего курса Свердловского архитектурного института в 1981 году на второй курс Щепки в свою мастерскую Виктор Коршунов. Карьера не складывалась, не брал ни один театр, и Андрею Викторовичу пришлось стать моделью у Славы Зайцева. После того, как он снялся в роли теряющего ориентиры, все больше тонущего в кровавых исторических событиях интеллигента Самгина у Титова, он получил всесоюзную известность.
В интервью журналисту портала kiosk.ru Алле Занимонец Андрей Руденский признавался, как режиссёр, просмотрев материалы проб, сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов он не то что горы мог сдвинуть, но и перевернуть земной шар!» Ведь он хотел получить на «Ленфильме» только эпизод. По его признанию, показывался с двумя глыбами Юрием Богатыревым и Еленой Соловей и очень нервничал. Но Титов в его игру вносил минимальные правки. Все два года съёмок Руденскому было очень легко. Сожалел, что больше поработать с режиссёром ему больше не удалось. А мечтал он о роли Мышкина. Титов загорелся и сказал об этом оператору Георгию Рербергу. Но, увы, наступало время кооперативов и фильмов о бандитах. А Руденскому хотелось играть настоящее.
После «Жизни Клима Самгина» Виктор Титов остался в Ленинграде, где сделал ещё 9 фильмов. Большинство из них попало в «чёрную дыру». В 1998 году режиссёр тяжело заболел. Он ушёл из жизни 4 августа 2000 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Комаровском кладбище.
Его жена Светлана Дмитриевна Титова была верной спутницей, работала художником по костюмам. Снимался в эпизодах и работал фотохудожником его брат Александр Титов. Работал специалистом-экспертом отдела информационной политики Правительства Ростовской области. Сын Андрей трудился ведущим редактором журнала «7 дней», дочь Светлана стала дизайнером.