c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

Свадебный обряд

Ноя 7, 2015

Продолжение. Начало

438Песня будто звала луну и звезды, невеста – луна ,которая должна  выйти из-за туч, будет  плакать небо, голос солнца таинственно издали  позовет ee… Закрыв глаза, Комитас слушал и не записывал эту песню. Он понял, что именно этa песня никогда не станет многоголосной, он будет держать ее в самом сердце … эта песня никогда не будет звучать со сцены. Она останется  сокрытой  под фатой невесты , а ее звуки-интонации  навсегда останутся в отчем доме невесты… Услышав, как группа женщин запела,  невеста заплакала…

Быть может, именно это самый загадочный торжественный миг…невеста сидит, еще не поднимается. Как только она сделает шаг, начнется святое  космическое таинство. Она носительница жизни, она сама жизнь, она даст жизнь и родит младенца – Солнце и для него будет  петь переданную предками колыбельную Матери Солнца, а рядом возле колыбельки в очаге будет искрится тот огонь ,который зажгли предки тысячелетиями  назад в пещерах, и будут танцевать круговой танец  «шорор» медленно и величаво…Она поднимется и будет создавать новую жизнь, продолжать род и передавать дух своего рода…И вот в этом хрупком создании скрыта тайна тайн, святая Родина…Она  мать-земля, земля, земля…Вставай, вставай,  земля …

Невеста поднимается с плачем. «Пой и плачь, плачь…»,– говорят подруги, потому что, согласно обряду, невеста должна спеть прощальную песню. Она начала петь. Рыдания мягко взмывали ввысь…Комитас, стоя вдалеке, слушал, закрыв глаза и видел, как льются слезы, как бусинки, как жемчужины, превращенные в звуки. Впоследствии он  записал нотными знаками плач невесты, обозначив  мягкими акцентами, из мелодии видно, как у невесты перехватывает дыхание, и поднимается мелодия, затем, мягко рассеиваясь, спускается вниз.

Отец и мать сестры и братья с тоской слушали прощальную песню.

Մերիկ, դուն հալալ,
Մերիկ, դուն հալալ,
Եկած կըտանեն
Քո սրտիկ դալար:

Քուրիկ, դուն հալալ,
Քուրիկ, դուն հալալ,
Եկած կըտանեն
Քո սրտիկ դալար:

(Слушать: http://armenianmusic.am/hy/song/204)

215Комитас слушал эти песни, участвовал в обряде и думал, что он только записывает песню, но как передать дух обряда, его картину, образ, цвет, настроение, пластику… Если  песня когда-нибудь прозвучит со сцены,  для слушателя это останется чем-то незавершенным и не  будет воспринято до конца то, что он чувствует в этот момент, потому что здесь не может быть зрителя, здесь каждый становится участником, действующим лицом. И все  едины в духе. Комитас использовал выражение  «дух общины». Когда критиковал чье-то  исполнение или песню, говорил, что в ней отсутствует «дух общины».

Будучи священнослужителем армянской церкви, он взволнованно смотрел, как народ сохранил   отблески  древней веры, с каким трепетом поклоняются огню очага, так как для них этот огонь символизирует продолжение рода и долголетие.

Во время свадебного обряда одновременно звучали песни, в которых воспевали жениха и невесту, Комитасу приходилось выбирать где находиться–в доме жениха или у невесты. .

И вот во время большой свадьбы молодоженов провожали из церкви в дом жениха и в пути танцевали особый танец «Петахаг», но Комитас уже записал эти танцевальные мелодии и сейчас в доме наблюдал, что делает мать жениха  после прибытия молодой четы.

Мать жениха положила четыре хлеба на доску, потом положила угольки в тарелку, бросила туда ладан и и обошла  с ними сначала вокруг тонира, затем четыре угла дома, где жили духи.

Комитас подумал, что когда он одну из песен превратит в многоголосную, нужно в звучании  создать образ кругового движения, который будет виться, как дым, устремится в небо и разнесется, образуя новое пространство …

Легко сказать словами, но как  отразить в звуках запах ладана, движение, теплоту очага, благородство матери и ее величавую поступь, национальный узор, узор…узор на ковре, тысячелетний наскальный узор и нарисованный хной на руках невесты…

(Слушать: http://armenianmusic.am/hy/song/208)

Окончание следует…

Со всеми публикациями можно ознакомиться на странице проекта: https://nashasreda.ru/armyanskaya-nacionalnaya-muzykalnaya-sokrovishhnica/