c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

“Старые проблемы” новой экономической зоны Армении

Авг 21, 2017

МНЕНИЕ

«Наша Среда online» — Правительство Армении 3 августа 2017 года утвердило проект решения о создании “Свободной экономической зоны Мегри”, недалеко от границы с Ираном. Проект направлен на привлечения инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли хозяйства Армении.

Новая экономическая зона станет третьей в стране, две первые были созданы в 2011 году. Первая около ереванского международного аэропорта “Звартноц”, вторая на базе завода “Марс”. Экономическая площадка, расположенная близко к аэропорту специализируется на работе с сельскохозяйственной продукцией и ювелирными изделиями. Вторая площадка разместила на своей территории, компании связанные с информационными технологиями.

Проект реализуется на основе преференций предоставленных Европейским Союзом (General System of Preferences) и Евразийским экономическим Союзом (ЕАЭС), и общей границы с Ираном.

Коэффициент Армении по использованию режима GSP+ один из самых высоких. Присоединение Армении к системе GSP+ произошло в конце 2013 года. Армянские экспортеры получили возможность осуществлять экспорт в Евросоюз по сниженным таможенным пошлинам. Системой GSP+ пользуется всего 14 стран, а из стран-членов СНГ — только Армения и Грузия, пошлины для которых были обнулены. Вступая в Евразийский экономический союз, Армения смогла сохранить эту систему.

Предполагается, что там будет действовать 100-120 компаний. Произведенную продукцию планируется экспортировать в Иран, страны ЕАЭС, Ближнего Востока, Туркменистан и другие. Общие инвестиции всех компаний за 10 лет планируется довести до $350-400 млн. Функционирование СЭЗ уже закреплено законодательно в Таможенном кодексе ЕАЭС. Всего в ЕАЭС по системе duty-free будут действовать семь таких зон.
Строительство третьей экономической зоны может привести к всплеску негодования в Азербайджане, который рассматривает позицию Тегерана как предательство. Баку напомнит Ирану об “оккупации” Нагорного Карабаха и позиции Ирана в этом вопросе.

Создание новой экономической зоны поднимет актуальный транспортный вопрос для Армении. Железнодорожное сообщение с Россией для Армении никто не откроет, так как проект не совпадает с политическими и экономическими интересами Турции, Азербайджана и Грузии.

Одним из выходов остаётся налаживание железнодорожного и автомобильного коридора через Иран, реализовать который затруднительно по экономическим и политическим соображениям.

ДЕНИС КОТЕНКО,
член аналитической группы общественной организации “Джавахкская диаспора России”