c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Дек 24th, 2024

Спасенная душа шушинского ковра

Мар 25, 2021

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

«Наша Среда online»Мы здесь не пишем: армянского шушинского ковра, это и так очевидно. Ведь до 1970-х годов в мире такого понятия как «азербайджанский ковер» не существовало.

В Национальном Музее-институте архитектуры имени А.И. Таманяна в Ереване открыта выставка спасенных шушинских ковров, из коллекции основателя музея Шушинского музея ковров в 2011 году, большого знатока этого древнего армянского искусства, бывшего советника Президента Республики Арцах Вартана Асцатряна.

Как рассказывал Вартан в интервью газете «Ноев Ковчег»:
«Да, действительно, нам удалось эвакуировать экспозицию музея за пару дней до падения Шуши. Ситуация сама подсказывала о необходимости подобных действий: боевые подразделения Азербайджана приблизились к городу Шуши на расстояние порядка 4–5 км; по городу, кроме артиллерийского обстрела, били уже оперативно-тактическими ракетами, одна из которых взорвалась вблизи здания музея и выбила все стекла и двери. У меня уже не оставалось другого выбора. Я позвонил министру образования и культуры Лусине Караханян и попросил предоставить транспорт для эвакуации экспонатов музея. Эвакуацию решили провести ближе к ночи, незаметно для вражеских беспилотников. Все делалось в большой спешке. Машина из Шуши выехала в Ереван. Сам я не поехал. Экспозиция музея была сдана на хранение в Национальный музей Армении.

Хочу отметить важную составляющую всего этого. Все участники процесса эвакуации действовали слаженно и проявили высокую порядочность. Учет количества экспонатов не велся, и при этом не было утеряно ни одного экспоната».

Еще год назад мне приходилось проезжать мимо этого музея, к сожалению, я торопилась, возвращаясь из Карин Така, и вернуться очень хотелось сюда. Этот музей был культовым местом. Им «угощали» всех гостей Арцаха. Открывались здесь и новые культурные площадки, которых не было, когда я приезжала в Шуши в первый раз в 2010 году. А недалеко от музея ковров был филиал культурного центра «Нарекаци», где занималась искусствами молодежь…

Те, кто любили Арцах и приезжали сюда уже не в гости, а в свой дом, думали о том, что туристическую инфраструктуру города нужно развивать, создать музей русской культуры в Арцахе. Ведь Шуши посещал и Василий Верещагин, в 1864 году он провел здесь пару месяцев на этюдах, посещал Осип Мандальштам с Надеждой Яковлевной осенью 1930 года, где они стали свидетелями последствий средневековой жестокости, посещал город и Михаил Юрьевич Лермонтов… Сам Шуши за это время, несмотря на многочисленные факты резни армянского населения, смог выстоять и отставить для всех нас, да, на этой окраине, дух российской империи.

Выставка будет работать еще три месяца и что важно – бесплатно. В залах музея многолюдно и все пришедшие сюда имеют возможность выслушать удивительный рассказ Вартана об этих шедеврах ковроткачества.

Сама история спасения коллекции ковров, а их представлено здесь 72, удивительна. Когда Армия Обороны Арцаха была еще готова отстаивать Шуши – один из центров Российской империи наряду с Александрополем и Тифлисом (а Шушинскую крепость захватить невозможно, ее можно было только сдать), Вартан Асцатрян стал готовиться к своему решению спасать коллекцию. Сегодня ею можно было бы украсить любой музей мирового уровня. Ковры эти бесценны, потому что по ним можно проследить и историю армянского народа и, увы, утрат исторических земель, и попытаться понять его ментальность. В самих коврах таится много тайн. В их узорах есть символы, знаки, которые уходят и в саму армянскую идентичность, и в универсальный праязык всего человечества. Среди них, например, дерево жизни.

Среди экспонатов — не только ковры, но и хурджины, и сумки для приданного. Давайте сделаем небольшую воображаемую прогулку по этим залам, где временно нашли приют шушинские ковры благодаря директору музея Марку Григоряну. Вот ковер «Звезда Богородицы», созданный во второй половине XIX века в Севкаре Иждеванского района; вишапагорт (ковер с драконами) из Шахмасура Мардакертского района; ковер «Астхатаб» («Звездопад») из Мушкапата Мартунинского района; ковер «Седьмой день» из Алгули Кашатагского района; хачагорт (ковер с крестовым узором) из Зангезура; ковер «Метаморфоза» из Патара (Птерцика) Аскеранского района; есть ковер из Харберда XVIII века из Западной Армении. Наконец, «житель» самого Шуши – ковер «Мегу» («Пчела»), созданный во II половине XIX века…

К сожалению, многое из артефактов, хранящихся в музее ковра в Шуши, осталось захваченным врагом. Но благодаря мужеству Вартана из Шуши было вывезено 160 ковров.

Валерия Олюнина

Фото автора