ИНТЕРВЬЮ
«Мне бы хотелось жить с вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки и вечные колокола».
Марина Цветаева
«Наша Среда online» — Сона Абгарян – чудесная художница, которая удивила меня своей добропорядочностью и открытостью, готовая прийти на зов о помощи каждому. Таким же честным и открытым, лишённым всякой жеманности и искусственности является её творчество. Сона любит создавать видео-арты, которые вызывают интерес у многочисленных зрителей, в своём творчестве она умеет находить решения в самых несочетаемых ситуациях. В юности художница мечтала учиться у таких корифеев, как Кристиан Болтанский и Аннет Мессаже.
— В каком городе Вы родились?
— Я родилась в городе Берд Тавушской области, в Армении.
— Почему Вы решили заниматься искусством?
— Оказалось, что у меня это получалось лучше всего, в отличие от спорта, рукоделия, музыки, литературы. Я бросила заниматься всем остальным, кроме живописи. Мама показывала мне картины Боттичелли, Матисса, голландских художников, иногда сама рисовала, что в свою очередь оказало на меня очень большое влияние.
— Где Вы обучались?
— Я училась в училище имени Терлемезяна
— Я знаю, что Вы также учились в парижской академии изящных искусств. В чём преимущество учёбы там?
— Я очень хотела учиться в студии французского художника Кристиана Болтанского или французской художницы Аннет Мессаже, но встретила симпатичного итальянского фотографа-видеохудожника, который посмотрев мои работы, назвал понравившиеся ему работы, и сказал, что я уже состоявшийся художник, и что мне больше учиться нечему. Он предложил мне в библиотеке академии, изучить работы видеохудожников. Это оказалось неисчерпаемым источником информации и технических возможностей, где бесконфликтно сочетались самые разные виды традиционного и современного искусства. В академии, где я училась, студенты устраивали свои выставки: групповые и персональные, проводили дискуссии и кинопоказы. Вмешательство лекторов было минимальным, некоторые преподаватели пропускали занятия и не всегда приходили на лекции, некоторые не приходили даже неделями.
— Помните ли Вы свою первую выставку? Расскажите о ней.
— Впервые я принимала участие в посиделках-дискуссиях, проходивших в Доме композиторов в Дилижане, где присутствовали разные деятели культуры. Там мы вместе с друзьями показывали свои картины. Я развесила на деревьях конверты со словами «спаси сама себя».
— В какой форме и жанре Вы предпочитаете выражать собственную индивидуальность?
— Я люблю видео-арт, люблю сама его монтировать и когда в каком-то жанре начинаются повторы или наступает творческий кризис, я переключаюсь на другие жанры. Я полагаю, что процесс монтажа даёт возможность выразить мою индивидуальность.
— Какие творческие этапы Вы преодолевали?
— Самым сложным и интересным этапом для меня было, когда я испытала разочарование в собственных идеях. Настолько они были для меня бесспорны и уж точно не подвергались критике, что было очень сложно увидеть и понять, что мир может быть совсем разным и принять этот факт. Я поняла, что дело было вовсе не в идеях, а в моем отношении к этим идеям. После этого у меня появилось ощущение свободы и лёгкости, мне стали нравиться сделанные мною снимки. Это было после 2010 года. С большим трудом я позволила себе измениться, пересмотреть свои творческие подходы. По крайней мере, для этого нужна была огромная сила супермена. В противном случае я оказалась бы в повторяющемся кругу и должна была бы каждый раз оправдывать свой выбор. Да, измениться очень сложно. Я благодарна своим друзьям и среде современного искусства за те возможности, знания и опыт, которые они мне дали.
— У Вас много выставок гендерного характера, эта тема Вас волнует?
— Всегда тоже интересовала. Но со временем это, вероятно, изменится. Я стала изучать и понимать гендерные вопросы более глубоко.
— Существует ли женское искусство?
— Скорее есть искусство, которое показывает проблемы женщин.
— Расскажите, как Вы организуете фестиваль «Ржавая тыква»?
— За время моей работы в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» мы с коллегами решили организовать экспериментальный фестиваль, в который бы входили фильмы, музыка, фотографии и т.д. Это было стремлением сломать стереотипы о способах и подходах к организации фестивалей. Идея была безумием и было очень круто. К сожалению, фестиваль просуществовал несколько лет, но, возможно, его сила в том, что он сохранился как проект.
— Какие кураторские работы у Вас были?
— За 2 года работы в Современном экспериментальном центре я организовала персональную выставку скульптора Мананы Торосян «Теория большого взрыва» и организовала ежегодный молодёжный фестиваль.
— Какая выставка произвела на Вас самое сильное впечатление?
— Первая выставка современного искусства, которую я когда-либо видела или была впечатлена это был Арт-фестиваль 1996 года, где меня впечатлила инсталляция Александра Мелконяна с шинелями, работы Аревик Аревшатян и Рубена Григоряна, работа Карине Мацакян и других авторов. Я по сей день помню и испытываю то же волнение и радость, как и в тот день.
— Назовите самых любимых художников.
— Их много, но сегодня я хочу отметить Матисса.
— Какими качествами должен обладать художник прежде всего?
— Я не нахожу каких-то специальных особенностей для художников. Чем разнообразнее будут эти качества, тем лучше.
— Самые сильные черты Вашего характера
— Я всегда умею находить какие-то решения даже в самые трудные моменты.
— Какие Ваши черты больше всего помогают Вам в творчестве?
— Мне помогают воображение и скука.
— В какой стране Вам больше всего хотелось бы жить? Почему?
— Я бы хотел жить в созданном мной мире, где люди будут жить вечно или так долго, как захотят. Жить надёжно, учиться, творить, развлекаться, путешествовать… выбрать форму собственного тела, цвет глаз. После каждого несчастного случая, произошедшего с человеком, вновь возрождаться. Банки исполняли бы желания людей, медицина была бы очень развитой и бесплатной. Каждый человек заслуживает всего самого лучшего.
— Есть ли у Вас увлечения и хобби?
— Мне нравятся компьютерные игры. Ответ на предыдущий вопрос напоминает сюжет игры, который может стать реальностью в будущем.
— Какие у Вас дальнейшие творческие планы?
— Мои планы часто меняются, я не задаюсь такими вопросами.
— Что бы Вы посоветовали начинающим художникам?
— Мне было бы интересно услышать их советы.