c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Сократ Ханян. Историческая память — урок для будущего

Авг 10, 2015

Рецензия на книгу Ашота Бегларяна «Карабахский дневник»

karabakhsky_dnevnik

Вышел в свет сборник «Карабахский дневник» Ашота Бегларяна. Это и ожидаемая книга, и неожиданная. Ожидаемая в том плане, что любое историческое событие в конечном итоге представляется поколениям либо в виде мемуаров, либо в виде дневника. Неожиданная, потому что книга, хотя и носит название «Дневник», является новым словом как в жанровом, так и в содержательном и художественном смыслах.

Прежде всего отметим, что в сборник вошли написанные именно в военные дни статьи, репортажи, интервью, заметки, а также материалы, освещающие значимые события и важные проблемы послевоенного периода, которые в совокупности представляют Арцахскую освободительную борьбу и участие сплотившихся вокруг нее матери-Армении и Диаспоры, чем была обеспечена не только наша спасительная победа, но и национальное достоинство, направленное на будущее армянских поколений.

Очередную эту книгу А.Бегларяна можно назвать дерзанием талантливого писателя и достижением, побуждающим к новым успехам. А это обусловлено следующими доводами.

Во-первых, Ашот Бегларян вправе повторить слова выдающегося историка 5-го века Егише о том, что он написал свой труд «О Вардане и войне армянской» как очевидец, подчеркнув: «Повествую об этом не рассказами побужденный и не слухами пробужденный, но сам, лично оказавшись там на месте, я видел…» Известно, что Ашот участвовал в Арцахской национально-освободительной борьбе, добровольно воевал в навязанной нашему народу войне как оружием, так и пером.

Во-вторых, Ашот написал о том, что сам видел, без преувеличения и вычурности. Он хорошо понял важное значение данного исторического события для нынешнего и будущего хода судьбы нации.

В-третьих, Ашот, обладающий данным Богом даром творить, представил каждый военный эпизод, героический поступок воина, человеческую судьбу с пленящими  оттенками рассказа, лаконично, с психологическими раскрытиями, философскими обобщениями потерь и завоеваний. Здесь также мы можем привести опыт и заветы наших великих. Не считаем лишним снова обратиться к уроку Егише. В деле завещания исторического события поколениям он отмечал важность искренности и чистой любви. Более того, он подчеркнул: «…Праводушие уже есть нечто значительное, ему положено быть помощником в слабости, как молитве – в познании и святой любви в делах общей пользы». Каждое произведение книги Ашота Бегларяна написано с праводушием, благочестием, доходящим до молитвы, с чистой сыновней любовью, служащей идее спасения народа и вечного существования. Просто каждый его образ раскрыт силой оружия и отшлифован умелым пером.

Работы данного сборника А.Бегларяна, которые, на первый взгляд, могут показаться однолинейными и однонотонными, наоборот, многоплановы, подкреплены народным жизненным опытом, думами и заветами. И именно это обеспечивает успех книги. Вера для Ашота является одним из основных факторов существования народа, эта вера равнозначна Божьему свету. Так, в предисловии к сборнику под рубрикой  «От автора» Ашот отмечает: «…Я не хотел верить и тому, что часть боевых товарищей, с которыми еще недавно делил пищу, сон и отдых, погибла… И это давало мне силы.

Однако кровотечение, несмотря на все старания, остановить не удавалось. Я заметно сдавал и уже почти смирился с мыслью о смерти. Но тут я попросил у Бога оставить меня в живых, чтобы рассказать людям о пережитом и перечувствованном на грани жизни и смерти, о войне, о человеке в неестественных, нелепых, бесчеловечных реалиях войны. Рассказать и исповедаться… И Бог услышал меня!»

И спасенный благословением и милосердием Бога от когтей смерти арцахец Ашот Бегларян не только рассказывает о войне, но и проповедует, чтобы человечество не отклонилось от Божьей стези, чтобы люди жили в согласии, соблюдали право нации и человека жить свободно и независимо в собственной стране и родном очаге.

Каждый из используемых А.Бегларяном журналистских жанров сегодня можно считать художественной литературной ценностью. Это объясняется тем, что писатель-журналист представил материал цветами, созвучными литературным образам. Об этом свидетельствуют «Война фамилии не спрашивает», «Возвращение к Богу», «Во всем виновата война», «На кладбище», «Плач беженки», «Море скорби», «Отец и сын» и другие работы. В них представлены не только военные события, но и отвага арцахцев и поднявшихся вместе с ними на войну против заклятого врага всех армянских сыновей. В этой войне бок о бок сражаются отец двух арцахских детей, зубной врач Армен, который воюет ради счастья и мирного будущего подрастающего поколения, житель села Покр Веди Араратского района Армении Мовсес, умелый садовод, добровольно пришедший защищать карабахскую землю, которую он считает своей исторической родиной и любит ее не словом, а делом.

В рядах бойцов самообороны Арцаха находятся и женщины. Гаяне утверждает, что война вообще-то не женское дело. Но она, беженка из Кировабада, увидевшая в своей 20-летней жизни не меньше бедствий именно на своей родине, в старинном городе Гандзак, не могла воспротивиться голосу своего сердца и совести. И уже полгода, как воюет в рядах воинов-освободителей Арцаха, против азеров-турков. Портретную зарисовку «Армянские боевики» Ашот завершает следующим заключением: «Это люди самых что ни на есть мирных профессий, вынужденные на время оставить садовничью лопату и баранку автомашины и взять в руки автомат и гранатомет для защиты своей земли».

Всего из нескольких строк состоит зарисовка «На кладбище», написанная 2 сентября 1992 года. Однако в этом коротком рассказе представлена философия общенародной боли и надежды тех суровых дней. Считаем целесообразным привести полностью этот говорящий образ:

«В Степанакерте каждый Божий день кого-то хоронят. Городское кладбище растет с каждым днем, скорбный, плачущий поток с каждым днем поднимается все выше и выше по косогору, на котором сгрудились многочисленные могилы юношей, мужчин, женщин и детей – несчастных жертв бессмысленной жестокой войны.

Каждый день все выше и выше по склону холма поднимается скорбный поток с гробом, словно стараясь достичь самого неба и найти в нем избавление от мук земных, раствориться в нем.

Боже, останови этот безумный поток!..»

Навязанная Арцаху война является делом чести для А.Бегларяна и описанных им героев. Для свободы исторической родины не щадят своей жизни юноша Дживан, отец и сын Владимир и Самвел Насибяны, следователь Аида, студент Марат и многие другие. Эти настоящие герои сегодня разговаривают с новыми поколениями и как родные, и как литературные герои, на губах у которых было полное надежды: «Будущее за героями».

Сборник А.Бегларяна «Карабахский дневник», являющийся его шестой книгой, это документ, представляющий поколениям Арцахскую национально-освободительную борьбу. Из него будут рождаться исторические романы, повести, поэмы, драмы, поэтические циклы.

Не случайно, что презентации этой книги прошли в Москве, Ереване и Степанакерте, а конкретно, в университете «Месроп Маштоц», имеющем государственную аккредитацию.

Было бы неправильно, если бы от имени нашего читателя мы не выразили благодарность супругам Армену Оганесяну и Анне Гиваргизян за издание в Москве на свои средства подобного сборника.

Сократ Ханян,
доктор филологических наук,
Заслуженный работник науки Нагорно-Карабахской Республики