c8c673bf45cf5aeb
  • Ср. Мар 26th, 2025

Символика горы Арарат в русской литературе

Мар 25, 2025
Илья Машков. Арарат. 1927 г.
Илья Машков. Арарат. 1927 г.

«Наша Среда online» — Исследование символики горы Арарат в русской литературе представляется нам важным по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет лучше понять культурный и исторический контекст, в котором создавались художественные произведения. Во-вторых, анализ символов помогает раскрыть более глубокие смыслы и идеи, заложенные авторами в произведения. В-третьих, исследование символики Арарата способствует выявлению связей русской культуры с мировыми культурными традициями.

Священная гора Арарат, один из замечательных памятников природы Армянского нагорья, принадлежит истории всей человеческой цивилизации.

Прежде всего, важно отметить, что гора Арарат часто ассоциируется с библейской историей о Ноевом ковчеге, который, согласно книге Бытия, остановился на этой вершине после Всемирного потопа[1]. Это событие способствовало спасению человечества, а Арарат ввиду этого стал символом спасения, надежды и возрождения. Он олицетворяет Божью милость и возможность второго шанса, что особенно важно для верующих, ищущих духовное обновление и прощение.

В этом контексте Арарат является воплощением надежды на спасение и возрождение. Для писателей всего мира, использующих символику, гора Арарат становится мощным образом, через который можно выразить идеи спасения, преодоления трудностей и начала новой жизни.

В армянской традиции гора Арарат имеет ещё более глубокое значение. Армяне считают её священной, частью своей идентичности и культуры. Арарат является символом национального духа и стойкости. Несмотря на то что гора находится за пределами современных границ Армении, она остаётся важнейшим элементом армянского самосознания.

Не случайно Арарат изображён на гербе Армении, что подчёркивает её значение для армянского народа[2].

В армянской мифологии и фольклоре Арарат часто упоминается как священное место. Считается, что на этой горе находится райский сад и что именно здесь Бог благословил армянский народ. Гора Арарат символизирует также вечность и неизменность, она является немым свидетелем долгой и сложной истории Армении, включая и периоды процветания, и трагические события, как геноцид.

Арарат в христианской и армянской традициях символизирует разные, но взаимосвязанные аспекты духовного и культурного наследия. Для христиан всего мира он является символом божественной милости и надежды, для армян – дополнительно еще и священным местом, воплощением национальной идентичности и стойкости. Изучение этих символических значений помогает глубже понять культурные и религиозные корни, а также важность этой горы для людей разных национальностей.

Гора Арарат, символизирующая духовные и культурные ценности, занимала и занимает особое место и в русской литературе. Многие русские писатели и поэты обращались к ней, включали её в свои произведения, где она обрастала новыми смыслами и значениями.

В русской литературе XIX и XX веков гора Арарат встречается в произведениях многих выдающихся авторов. В частности, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и В.Я.Брюсов обращались к Арарату в своих произведениях, видя в нём не только географический объект, но и символ вечности, стойкости и надежды. Эти поэты использовали символику горы для передачи глубоких философских и духовных идей. Например, для Пушкина Арарат являлся символом духовного возрождения, воплощением вечности и нерушимости.

В «Путешествии в Арзрум»[3] А.С.Пушкин передает важные сведения об Арарате, подробно описывает его, подчёркивая при этом его значимость для армянской культуры и всего армянского народа. В произведении А.С.Пушкин делится своими впечатлениями от увиденной горы. Он восхищается её величием и красотой, вспоминает библейскую историю о Ноевом ковчеге. Для Пушкина Арарат становится символом вечности и стойкости, неизменного величия природы. В этом образе находят отражение его размышления о человеческой судьбе и силе природы.

Обращение к Арарату в творчестве А.С.Пушкина также подчёркивает культурные и исторические связи между русским и армянским народами. Поэт обращает внимание на исключительную значимость этой горы для армянского народа, что однозначно демонстрирует его глубокое уважение к истории и традициям других народов.

В произведениях А.С.Пушкина гора Арарат служит мощным символом, который позволяет ему передать свои глубокие философские размышления и обобщения.

М.Ю.Лермонтов во многих своих сочинениях использует символические образы природы. Гора Арарат пробуждает в нём одновременно и чувство красоты, и философские представления о грандиозности мироздания. Метафору «Арарат» поэт использует для передачи глубоких философских размышлений[4]. Кроме того Арарат был для него символом внутренней борьбы и стремления к возвышенному, символом духовного поиска и преодоления жизненных трудностей.

В творчестве В.Я.Брюсова Арарат приобретает еще более сложные и многогранные значения, отражая личные переживания и культурные влияния[5].

Валерий Брюсов, с его склонностью к символизму, использовал Арарат как культурный и исторический символ, чтобы передать свои личные переживания и размышления о связи прошлого и настоящего. Для Брюсова Арарат был не просто географическим объектом, но и символом культурных корней и духовного возрождения.

В русской литературе в целом гора Арарат является многогранным, многозначным символом, который позволяет авторам выражать сложные идеи и чувства, связывая личные переживания с историческими и культурными контекстами[6].

Для многих людей Арарат является воплощением неизменной стойкости и надежды. Эта гора напоминает, что даже после самых тяжёлых испытаний можно найти путь к спасению, возрождению и светлому будущему. В искусстве образ Арарата художники часто используют для передачи идеи обновления и веры в лучшее. Ввиду этого Арарат не перестает быть мощным символом, который пробуждает у людей надежду и веру в возможность лучшей жизни даже в самых сложных ситуациях.

Таким образом, гора Арарат в русской литературе является многоплановым, многогранным символом, который писатели и поэты используют для выражения своих личных переживаний и философских размышлений. Этот образ позволяет им передавать глубокие и сложные идеи, связанные с надеждой, возрождением и духовным поиском.

Гора Арарат, имея богатое историческое и культурное значение, оказала большое влияние на русскую литературу и культуру. Символика Арарата в русской литературе связана с идеей вечности, стойкости и духовного возрождения. Через Арарат русская литература обогатилась новым символом, способствующим более глубокому пониманию человеческой природы и культурных взаимосвязей.

Оценивая влияние символики Арарата на русскую литературу и культуру в целом, следует подчеркнуть, что этот символ стал неотъемлемой частью русской литературной традиции, формируя общественное сознание и культурную идентичность.

Символика горы Арарат оказала глубокое влияние на мышление и творчество многих поколений русских писателей и поэтов. Её значение продолжает быть актуальным и в настоящее время, подчёркивая важность символов и мифологических образов в формировании культурного наследия.

Аида Гарегинян
Кандидат филологических наук, доцент
Ширакский государственный университет им. М. Налбандяна

  1. Гора Арарат в русских средневековых источниках. Роберт Хачатрян https://arar.sci.am/Content/37135/file_0.pdf
  2. В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. Эстетика символизма – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021., стр. 132-135.
  3. Пушкин А. С. «Путешествие в Арзрум». https://ilibrary.ru/text/483/index.html
  4. Лермонтов М. Ю. «Стихотворения и поэмы».https://www.litres.ru/book/mihail-lermontov/stihotvoreniya-i-poemy-34117832/chitat-onlayn/
  5. Амирханян М.Д. Армения в зеркале русской поэзии — Ер.: Копи Принт, 2023. С. 268
  6. Петерсон В. П. «Мифологические символы в русской литературе». «Наука». 1991.
    стр. 134-136.

Литература

  1. В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. Эстетика символизма. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021.
  2. Амирханян М.Д. Армения в зеркале русской поэзии — Ер.: Копи Принт, 2023
  3. Гора Арарат в русских средневековых источниках. Роберт Хачатрян https://arar.sci.am/Content/37135/file_0.pdf
  4. Пушкин А. С. «Путешествие в Арзрум» https://royallib.com/book/pushkin_aleksandr/puteshestvie_v_arzrum_vo_vremya_pohoda_1829_goda.html
  5. Лермонтов М. Ю. «Стихотворения». https://www.litres.ru/book/mihail-lermontov/stihotvoreniya-i-poemy-34117832/chitat-onlayn/
  6. Михаил Лермонтов – стихи. https://www.culture.ru/literature/ poems/author-mikhail-lermontov
  7. Петерсон В. П. «Мифологические символы в русской литературе». «Наука». 1991.

Источник: Арарат: русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции 26-29 сентября 2024 г.- Ер.: Мекнарк, 2024.- 267с. Публикуется с разрешения автора проекта доктора филологических наук, профессора М. Д. Амирханяна.