c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Сельская утварь арцахских сёл

Ноя 1, 2015

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Посещая Арцахские сёла, можно встретить незнакомые многим предметы, которые сделаны из дерева, глины,  металла  и т.д.  На самом деле, вся эта утварь помогала и помогает людям, без неё им было бы тяжело справляться с повседневной или сезонной  работой.

azat1

Итак, начнём с сельскохозяйственного орудия, которое называется гутан.
Гутан это традиционный армянский деревянный плуг, который использовался для основной обработки почвы — вспашки земли. Гутан был тяжёлым и громоздким инструментом, поэтому управляли им, как правило, именно физически сильные,   здоровые, мужчины. Управлял гутаном пахарь (мачкал) и 5-6 погонщиков (хотал). В гутан впрягалось 8-12 пар волов и буйволов. В первую пару впрягали волов, как более поворотливых и послушных животных, во вторую для тяги — буйволов, в третью — волов, в четвёртую — буйволов и т.д. Из 10 пар полагалось, по крайней мере, 3 пары буйволов. Гутан вспахивал примерно на глубину 5-6 вершков, или 30 см., а в ширину примерно на 10-12 вершков, или 0.5 м. Из-за малоземелья одна и та же пашня засевалась несколько лет подряд и, тем самым, доводилась до полного истощения. Гутан работал в день 10-11 часов. Известно, что при пашке гутаном, земля была плодородной и  давала хороший урожай, а после того, как гутан заменили сельхозтехникой, из этой пашни почти что не получали никакого урожая. Так что, не всегда с помощью хорошей и дорогой техники можно добиться высших результатов.

azat2
azat3

Немаловажную роль в хозяйстве также  играл камн. Камн представляет собой орудие, которое состоит из двух деревянных досок, форма которых имеет форму,  напоминающую  лыжи. Под них  вставлялись камушки. Такие «лыжи» использовали для отделения зерен от колосьев. Колосья клали на большой ровный участок каменной скалы, который располагался высоко. Затем на колосья клали вот эти «лыжи», на них сажали ребенка, как груз, и буйвол (иногда, ишак) таскал камн по колосьям. Колосья превращались в смесь зерна и шелухи, затем эту смесь подкидывали в воздух, а так как это было на высоком месте, то ветер относил шелуху на 2-3 метра, а зерна оставались на каменном участке.
Перед употреблением хозяйка еще раз просеивала зерно, подкидывая его в воздух приспособлением похожим на сито, тогда с ветром отлетала последняя шелуха, и зерно можно было молоть.
Илик (веретено). Это приспособление использовалось для ручного прядения пряжи. Илик это деревянная наточенная палочка которая к концу приобретает более широкую форму, то есть она имеет утонченную верхнюю часть и утолщенную нижнюю.        Прядение с использованием илика производится в 3 этапа, при этом каждый этап имеет свои процессы:

1. Подготовка волокнистой массы и формирование из неё ленты
а. Рыхление — в первую очередь разделяют отпрессованную массу на мелкие клочки, а потом перемешивают для лучшей очистки от сорных примесей.
б. Смешивание — разрыхление волокон из различных партий между собой для того, чтобы получить больше однородных по свойствам партий сырья, для получения пряжи с определенными свойствами.
в. Трепание — обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон от сорных примесей.
г. Чесание — происходит разъединение мелких клочков и пучков волокнистой массы на отдельные волокна. Удаляют оставшиеся после процесса рыхления и трепания мелкие примеси, формируют ленту или ровницу.
2. Предпрядение — постепенное вытягивание ленты в ровницу и наматывание на паковку заданной формы и размеров.

azat4

3. Прядение (окончательное утонение ровницы и скручивание; намотка пряжи на паковку)
Хноци или Хнеци (маслобойка).
Еще с древних времен женщины готовили масло вручную, используя маслобойку — хноци.  Хноци был неотъемлемой принадлежностью каждой крестьянской семьи. В некоторых сёлах Арцаха до сих пор сохранилась эта традиция. Хноци — это деревянный, либо глиняный продолговатый бочёнкообразный сосуд, овальной формы с отверстием сверху, в который наливают молочные сливки и взбивают для получения масла. Хноци воспевается в народных песнях. Обычно, масло хноци первым доставалось детям, молодым людям, мужчинам, занятым тяжелой физической работой. А беременным женщинам подавая масло, приговаривали –«ker juxexen, ber hrexen, означавшее пожелание рождения здорового потомства.
В Армении всегда использовалось два вида хноци: один глиняный каратовидный сосуд (взбивают, сидя на полу), а другой – глиняный или деревянный, с выступами по краям для подвешивания к потолочным брёвнам (взбивают руками или ногами, толкая вперёд и назад.

Обычно хноци взбивают женщины, раскачивая и толкая маслобойку до тех пор, пока налитые в неё молочные сливки в результате взбивания не превратятся в масло, разделяя пахту – «тан» и «караг» — масло. Из масла топили и получали «юх» — топленое масло, которое охлаждали и перекладывали в кувшины. А из остатков внутри хноци оставался тан (кисло-молочный напиток из молока).
Тан, приготовленный в хноци, пьют свежим и холодным. Но его также можно консервировать (к примеру, на зиму). С этой целью его заливали в матерчатый мешочек и высоко подвешивали, пока не стечет вся влага. Отделившуюся прозрачную жидкость употребляли при различных заболеваниях кишечника. Густую массу, оставшуюся в мешочке, взбивали с небольшим количеством муки и до образования однородной массы, раскатывали на маленькие шарики и сушили на солнце –«чортан» (сухой тан). В чортан добавляли соль, оставляя на некоторое время, чтобы отделилась вода. Затем, эту воду сливали и отдавали на корм скоту.

Все молочные продукты, приготовленные в хноци, зимой хранились в глиняных кувшинах и мехах — «тик», называемых «мотал» (мешок из засоленной шкуры) и «курдз» (кожаная сумка для продуктов). А хноци хранили в самом укромном месте дома или в «ацатуне» (в хлебном доме, где располагался тонир), поскольку разбить его считалось плохой приметой и означало нанести большой урон семейному бюджету.

О сельской утвари можно говорить очень долго, но я вам рассказал о той утвари которая встречается чаще всего. Всем советую бережно и аккуратно относиться к старинным предметам, ведь из года в год их становится всё меньше и меньше.

АЗАТ АДАМЯН