ИНТЕРВЬЮ
„Жизнь коротка,
А путь искусства долог,
Удобный случай скоропреходящ
Эксперимент опасен и сужденье
Сложно.“
Гиппократ
«Наша Среда online» — Картины художника Самвела Чибухчяна всегда производят сильное впечатление. Самвел невероятно филигранно воссоздает в своих картинах природу. В его работах чувствуется, как застывает мгновение, как воцаряется застывшее безмолвие и погружается в тишину. Чувства, переживания, эмоции – неотъемлемая часть картин армянского художника, который мастерски передает не только царящую вокруг атмосферу меланхолии и грусти, но и отражает отношение человека к окружающему миру, талантливо изображая разные уголки природы с таким размахом, что у зрителя захватывает дух.
— В каком городе Вы родились?
— Я родился в городе Ереване.
— Как рано начали заниматься искусством?
— Рисовать я начал рано, с шести лет, много рисовал лошадей, лепил разные фигурки из пластилина. Мои родители обратили на это внимание, что сыграло немаловажную роль в моем формировании, как художника.
— Несомненно, роль родителей всегда имеет немаловажное значение. Как рано Вы осознали себя художником?
— Когда я вырос, начал ходить на занятия к художнику Армену Атаяну, и 2 месяца занимался рисованием, затем поступил в Терлемезяновское училище, и начиная со студенческих лет начал принимать участие в республиканских выставках. После окончания училища я два года служил в армии, после чего поступил в Ереванский Художественно- театральный институт. Там я начал обращаться к процессу обучения серьезнее и на многие важные вопросы, как художник, стал обращать больше внимания. В институте изменились мои вкусовые представления, мне стали нравиться работы других, более умелых и талантливых художников, чем те художники, которые нравились в годы учебы в училище.
— У Вас очень подчеркнутая специфика творчества, которую ни с каким другим художников не перепутаешь.
— Я соглашусь с Вами, я всегда стараюсь изобразить только так, как нарисовал бы только я.
— Какова специфика Вашего творчества?
— Для меня исходной точкой является природа, ее смысл, вмешательство человека в природу, настроение мгновения, неожиданная случайность. В последние годы я стал рисовать новую серию картин, где изображены пейзажи разных регионов, скажем, Гориса или Чамбарака.
— Но судя по картинам, у Вас был период сюрреализма?
— Да, есть такие картины, я рисовал их в мастерской. Но я не стал бы искусство этого периода воспринимать как чистый сюрреализм, мне сдается, что он явно чем-то отличается.
— Не быть похожим на других художников для Вас занимает важное место?
— Да, несомненно. Но это должно быть важно для любого художника. У художника должна быть индивидуальность.
— А пейзажи рисуются на пленэре?
— Я начинаю рисовать на пленэре, затем завершаю в мастерской, стараясь сохранить некоторые элементы, по которым легко можно опознать изображенную местность. Я стараюсь скорее изобразить содержание, суть местности, ее особенности, чем достоверно ее отобразить. Я люблю работать на природе, думаю, у нее есть много чему поучиться. Общаясь с природой, фиксирую ее откровенное состояние, а уже в мастерской продолжаю доводить работу до конца.
— Иначе говоря, хотите передать атмосферу этой местности?
— Я хочу передать код этой местности, ее тайну, пытаюсь разгадать ее ключ, отгадать ее символ.
— Как Вы относитесь к современному искусству?
— Современное искусство многогранно. Мне оно интересно.
— Какие художники Вам больше нравятся?
— Несомненно, художники Высокого Ренессанса. Из сюрреалистов: Поль Дельво и Рене Магритт, очень люблю американского художника Эндрю Уайета.
— Есть ли у Вас творческое кредо?
— Рисовать так, как никто другой.
— В выставках каких странах Вы принимали участие?
— Я принимал участие во многих выставках в США, Франции, Германии, России, Норвегии, Кувейте и в выставках других стран. В Кувейте проходили дни Армянской культуры, и меня пригласили принять участие в выставке, посвященной этому событию.
— Как Вы определите, «Что такое искусство?».
— Искусство – это личное отражение своего индивидуального видения художника, который проведя свои представления сквозь собственную призму восприятия, должен выразить их как объективную истину.
— Привлекают ли Вас другие увлечения, кроме искусства?
— Люблю настольный теннис.
— Только настольный?
— У нас частный дом и настольный теннис находиться во дворе, мы в него регулярно играем. Но было время, когда я занимался большим теннисом, в институтские годы ходил на корты. Люблю также играть в шахматы с друзьями.
— Искусство должно быть национальным?
— Я считаю, это не важно. Искусство понятие вненациональное, его язык понятен всем и доступен всем национальностям. Национальность художника, автора картины хочешь того или нет, в картине будет присутствовать при всех обстоятельствах.
— Меняется ли Ваше отношение к постановке творческих задач или Вы постоянно решаете одни и те же задачи?
— Новая картина приносит с собой новые задачи – стараюсь находить нестандартные и оригинальные решения. Каждая картина каждый раз ставит свои задачи, которые приходится решать. Почти каждая картина требует у художника новых решений.
— Как Вы относитесь к ремеслу при работе над картиной?
— Я считаю ремесло важной составной частью. Ремесло должно способствовать решению проблем, возникающих перед художником во время работы над картиной.
— Некоторые художники считают важным, быть свободным от ремесла.
— Я тоже считаю это важным. Полагаю, важным является итог, результат того какая картина получится. К тому же, не владея ремеслом полностью, невозможно быть свободной от него.
– Какую музыку Вы предпочитаете слушать во время работы перед мольбертом?
— Для меня важно, чтобы звучала хорошая музыка.
— В каком состоянии духа у Вас рождаются картины? Зависит ли тон, оттенки Ваших работ от Вашего настроения?
— Не бывает так, чтобы я работал тогда, когда есть настроение, или, не работал, когда его нет. Я считаю, что картина должна создавать настроение, а не художник вкладывать свое настроение в свое творчество. Думаю, мои картины никак не зависят от настроения.
— Какие черты характера помогают Вам в творчестве?
— Искренность и честность. Поверхность холста дает возможность искреннего выражения, сообщения любви, идей, чувств. Если эти черты не будут присутствовать во время работы, картина не получится правдивой.
— Любите ли Вы экспериментировать?
— Считаю, что каждая новая картина — это результат нового неисследованного эксперимента. Каждая работа требует к себе индивидуального отношения, выдвигая каждый раз новые задачи.
— Какие напутствия Вы дадите начинающим художникам?
— Рисовать можно все, даже вещи, не представляющие художественной или культурной ценности, которые должны стать средством субъективной интерпретации художника, его личности, чтобы его искусство становилось объективной истиной.