• Ср. Окт 30th, 2024

Самара: армянский след на берегах Волги

Янв 24, 2018

СОЦИУМ

«Наша Среда online» — Я уже как-то писал, что тот, кто открывает для себя Армению, тот открывает путь к Богу. И это всё верно, ибо в своём познании Армении и армянского мира, я всё чаще замечал, что Армении и армянам словно стоило появиться на свет, чтобы нести свет Божий миру, свет, который можно постичь, открыв сердце Богу, и когда ты открыл свою душу Богу, то он сделает так, чтобы несмотря ни на что, ты был под Его защитой, оставался Человеком, и жил со всем, что тебе нужно в этой жизни. И главное, когда ты готов впустить Бога в свою жизнь, обрести его сможешь даже в самой безжизненной пустыне. Он найдёт тебя, и протянет тебе руку.

Так и армяне, если ты готов их найти и дать этим удивительным людям свой свет, они встретятся тебе, где бы ты ни был, и откроют вам путь к Богу, откроют примером своей широкой и созидательной жизни. Так и произошло со мной в Самаре, куда я поехал встретить Рождество, а также познакомиться с одним чудесным, светлым человеком, которого знал больше года благодаря возможностям, который дал нам всем Интернет.

Отправляясь в Самару я знал, что в этом городе на Волге, ставшим центром ракетостроения есть своя армянская община, правда в отличие от армян Екатеринбурга, про которых я писал в своём очерке, об армянах Самары я знал очень мало.

«У каждого второго из нас здесь есть свой друг или знакомый – армянин» — поведала мне на 3 день моего пребывания там ещё одна русская знакомая с Самары. Но для меня в первые дни было странно: «Такой большой город, как Екатеринбург, а где армяне!?», «Они должны быть здесь тоже!» — вот такие мысли проносились в моей голове, пока я гулял по Самаре, в ожидании встречи. Правда, то, что армяне здесь есть, я знал, и даже вечером, 6 января посетил собор «Сурб Хач», чтобы встретить Рождество и помолиться за близких… Правда, повезло лишь отчасти, ибо собор был на ремонте и действовал только предел – «гавит». Главное я смог постоять и помолиться, и встретить Рождество.

Приятным сюрпризом для меня было то, что армяне Самары поставили памятник в честь воинов Арцаха, а также жертвам Геноцида армян и жертвам страшного землетрясения в Ленинакане. «Значит, здесь чтут память, это уже что-то да значит», — подумал я. – Значит община здесь действует, и это приятно. И конечно, я увидел самих армян Самары – прихожан храма. Когда я зашёл в гавит, где стояли подставки под свечи и иконы, я увидел людей. Две или три семьи, которые стояли абсолютно беззвучно, и в едином порыве своих душ обращались к Иисусу с неслышной, но ощущаемой молитвой. И глядя на них, я ощутил что-то знакомое, энергетику этих людей.

Конечно, Гегард и Гарни, а также Дилижан – районы, удалённые от большого Еревана, где люди поражают какой-то особой чистотой душ, скромностью, и силой, которая заключается в гармонии с самим собой и окружающим миром. И эти армяне Самары были точь в точь, как те армяне в Гарни или Гегарде, как будто они перенеслись сюда!

Хотя…Конечно армяне Самары не оказались здесь одномоментно, первые упоминания об армянах появляются с 1887 года, в тот период в городе проживало 77 человек (37 мужчин и 40 женщин). Потом, до 1917 года, армяне, казалось бы, исчезают из архивных документов, чтобы во время Великой Октябрьской Революции договориться с советом рабочих депутатов о строительстве молитвенного дома. И им дают добро! В молодой советской стране, которая как мы помним, начала наступление на церкви! Свой молитвенный дом армяне получили в здании по адресу Самара, ул. Садовая, д.97. Просуществовала религиозная община аж до 1929 года, после чего молельный дом был закрыт, а церковное имущество было отдано на хранение старосте Тадевосу Мирзоянцу. Забегая вперёд, отмечу что количество проживающих армян в Самаре продолжало расти в годы советской власти. Если в 1926 году в Самаре проживало 239 человек, то к 1979 году – 2216 человек. Но наибольший приток переселенцев-армян был вызван катастрофическим землетрясением в 1988 году, и последовавшими в 1990 году погромами армян в Баку. По данным переписи 1989 года в Куйбышеве проживало более 4100 армян.

Говоря об армянах Самары, я вспомнил о том, как едва не вписал в ряды армян народного артиста СССР Николая Константиновича Симонова, памятный барельеф в честь которого, я увидел на стенах Театра Драмы. «Симонов…до чего же непривычная для русского уха фамилия», — подумал я, и вспомнив, что существует армянская фамилия Симонян, решил разыскать её истоки, задав вопрос друзьям-армянам. «Подумать только, ведь если подтвердится что Симонов – Симонян, т.е. армянин, то какое было бы удивительное открытие!» — думал я, ожидая ответа. – «Армяне дали Самаре славного Сына». Но… как оказалось, что, хотя есть армянская ветвь Симоновых – Симонянов, представители которых отметились славными делами в истории России, к Самаре они отношения не имеют. Это меня конечно огорчило.

Однако, всё-таки выдающиеся армяне в Самаре были!

Один из них – купец армянского происхождения Егор Никитич Аннаев, по инициативе которого велось озеленение города, была построена самарская лютеранская кирха на ул. Куйбышевской 115, он также участвовал в обустройстве Струковского сада и Алексеевского сквера. Творения армянских скульпторов украсили город, так фонтан в честь 30-летия Победы был создан группой художников в которой работал скупьптор Ваган Каркарьян. Фонтан в честь 40-летия победы был создан архитекторами Дмитрием Моргуновым и Францем Симоняном. Выступал в Куйбышеве и композитор Арам Хачатурян, и всё-таки отметились актёры-армяне в Самарском театре драмы, сцена этого театра помнит актёров Михаила Лазарева (из древнего армянского рода Лазарян), Юрия Хапланова… Так что, если продолжать список, он займёт большую часть моего очерка, и хотя найти сенсацию у меня не вышло, я всё-таки отмечу, что армяне в Самаре не просто жили и живут, но и прославляют имя города на Волге. И в этом – очередное славное проявление сути армянского народа: где бы ни поселились армяне, они, я думаю в силу своего стремления к прекрасному, благодаря своей удивительной тяге улучшать всё вокруг, и прежде всего самих себя, творят и созидают удивительные вещи. Ведь если даже в быту армянин сделает всё, чтобы окружить себя лучшим, и не просто лучшим, а сделанным со вкусом и душой, то, естественно, он будет продолжать улучшать и мир вокруг себя. И этому стоит поучиться…

Возвращаясь к армянам Самары, не могу не упомянуть про современную армянскую общину. Она появилась в 1995 году благодаря кропотливой работе её первого председателя Мартиросяна Артура Рафиковича. Первая попытка создать армянскую общину в Самаре была предпринята ещё в 1988 году, когда в город прибыли беженцы из разрушенных землетрясением Ленинакана и Спитака. Общественная организация должна была помочь беженцам обустроиться на новом месте, а также организовать общественную жизнь, и сохранить связи с Родиной. Но из-за того, что община не была зарегистрирована, она распалась. И вот, в 1995 году Артур Рафикович объединяет активистов первой общины, создаётся устав, и Самарская областная община армян была зарегистрирована, председателем общины стал её создатель – Артур Рафикович. В настоящий момент при общине действуют классы воскресной школы, занятия по армянскому языку проводятся на базе школ № 177 и №183, кроме этого есть свой танцевальный ансамбль, а также есть своя газета «Ноев Ковчег», действует храм «Сурб Хач». По данным переписи 2010 года в Самаре проживает более 22 тыс. человек, хотя, некоторые исследователи считают, что армян в 3 раза больше. Но приведённые мною данные, это выдержки из статьи кандидата исторических наук и преподавателя кафедры философии, истории и теории мировой культуры Самарского государственного социально-педагогического университета Лианы Алексеевны Агаджанян… А хотелось открыть побольше об армянах Самары. Но, как бы то ни было, Самара неохотно открывает свои тайны, в этом я убедился, гуляя по городу, и потому, мне трудно было сделать какие-то выводы об армянской общине и армянах Самары.  Но тем не менее, всё-таки свою главную награду при знакомстве с армянским миром Самары я получил, когда встретился на второй день пребывания с тем, с кем общался больше года по Интернету, человеком, которого хотелось увидеть воочию. А значит история самарских армян ещё проявится в моих очерках.

АНТОН МЕЛЬНИКОВ