c8c673bf45cf5aeb
  • Пт. Июн 20th, 2025

С тоской по утраченной родине

Июн 19, 2025
Фото: newyorker.com

 «Наша Среда online» —    Старые ереванцы помнят, какой ажиотаж вызвала в 1963 году выставка “Американская графика”, развёрнутая в Доме художника. У некоторых до сих пор сохранились каталоги и значки этой выставки, щедро раздаваемые организаторами. Это было новое, ранее неизвестное для нас искусство. Среди разнохарактерных работ были абстрактные композиции художника Аршила Горки. Говорили, что он армянин, и работы привлекали вследствие этого повышенное внимание посетителей. Хотя многие не могли понять, какой смысл заключён в переплетении линий и цветовых пятен. Понимание пришло годы спустя…

       Востаник Манук Адоян, художник, известный в мире под псевдонимом Аршил Горки, родился 15 апреля 1904 года в селе Хоргом близ Вана в семье Седрака Адояна и Шушан Тер-Мартиросян. Мальчику было четыре года, когда отец, избегая призыва в турецкую армию, покинул семью и страну. Востаника и его трёх сестёр растила мать. А спустя ещё семь лет они были вынуждены бежать в Армению, спасаясь от Геноцида, устроенного турецкими властями.   

       Жили близ Еревана, голодали. В 1919 году от голода умерла мать. Спустя год Востаник вместе с младшей сестрой Вардуи решили эмигрировать в США. По приезде первое время жили в Бостоне у отца. Но у Седрака уже была другая семья, и сын, постоянно вспоминая мать, не мог с этим смириться. Тогда же начал активно рисовать. Переехав в Провиденс, стал учиться в Высшей технической школе, Школе дизайна Род Айленд. Взял себе имя Аршил Горки, сравнив свою судьбу с судьбой известного русского писателя. Исследователь творчества Горки Анна Галстян пишет: “Своей подруге Хелен Сандоуин он рассказывал, что приехал из русской деревни, которая подвергалась притеснениям сначала красных, потом белых — история, взятая из реальной биографии его друга Дж. Грехэма.  Другим Горки представлялся, как уроженец Грузии, скрывая своё армянское происхождение”.

       В 1925 году он переехал в Нью-Йорк, где поступил в Центральную школу искусств. В ранних его художественных работах явно чувствуется влияние Поля Сезанна, затем Аршил  увлёкся творчеством Пабло Пикассо, Хуана Миро. Первая выставка состоялась в 1934 году в галерее Мэлтон в Филадельфии, затем в 1938 году – в галерее Бойер в Нью-Йорке, а в 1941 году – в Художественном музее Сан-Франциско.  

      Личная жизнь Аршила была не лишена проблем. В одно время у него был роман с художницей Корин Мишель Уэст, но она отказалась выходить за него замуж. В 1935 году он женился на Марни Джордж, но через два года супруги расстались. Картины его особого успеха не имели. Правда в рамках федеральной программы с 1939 года  он работал над оформлении аэропорта  Ньюарк.

       В 1941 году второй женой художника стала Агнесс Этель Макгудер, девушка из обеспеченной семьи и на семнадцать лет младше его. Деловая и энергичная Агнесс смогла упорядочить творческие и финансовые дела мужа, наладить быт. В этом браке родились две дочери. И если бы не трагические события 1946-48 годов, неизвестно, как бы дальше у них сложилась жизнь.

       “Бабушка помогла ему обрести дом – понятие, утерянное для деда, с ней он нашёл своё счастье и начал рисовать в том лёгком лирическом жанре, благодаря которому обрёл известность”, — рассказывала внучка художника Козима Спендер, представившая в 2012 году свой документальный фильм “Без Горки” на 9-ом кинофестивале “Золотой абрикос”.  

       Постепенно у Аршила Горки вырабатывался свой стиль. Но в 1941 году в Нью-Йорк приехал Андре Бретон. Вместе с ним приехали известные французские сюрреалисты Ив Танги, Марсель Дюшан, Андре Массон. Работами последнего Аршил Горки восхищался ещё до знакомства с ним.

Покинув оккупированную Францию, гуру сюрреализма решил распространять свои идеи и в Америке. Начал издавать журнал “VVV”, привлекать самобытных художников, создал сообщество сюрреалистов.

       Опубликовав в 1924 году в Париже “Манифест сюрреализма”, Бретон сформулировал принципы так называемого “автоматического письма”. В соответствии с ними, творчество должно происходить без всякого контроля со стороны разума, а подчиняться подсознанию без всяких эстетических и моральных ограничений. Говоря простыми словами, пиши то, что в данный момент приходит тебе в голову, какими бы хаотичными, бредовыми эти мысли не были. Они поначалу были адресованы литераторам, но ими сразу увлеклись и молодые художники.

       Новый этап в творчестве Горки начался в 1944 году. Знакомство с Бретоном, высокая оценка им его творчества – “свободна и неограниченная игра аналогиями” – выставка в следующем году в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке вдохновили художника на новые поиски.  

       Аршилу понравились новые друзья и новые идеи, которые были созвучны тому, к чему он шёл на протяжении последних лет. Познакомился он в компании новых друзей и  с молодым чилийским художником Роберто Матта и который позже сыграл роковую роль в судьбе Аршила.

       В 1946 году и вслед за тем  на художника обрушилась череда неприятностей. Пожар в мастерской уничтожил 36 полотен и большую библиотеку. Художнику диагностировали рак, последовала сложная операция, в автоаварии он повредил позвоночник, в результате чего отнялась правая рука и он утратил возможность рисовать.

       Последней каплей, переполнившей чашу терпения художника, стал уход жены. Агнесс, взяв с собой дочерей, ушла к Роберто, с которым у неё в последнее время возникли отношения. Оставшись один, больной, без поддержки, не имея возможности творить, в состоянии депрессии он решил свести счёты с жизнью. 21 июля 1948 года он повесился. Ему было 44 года…

      Сюрреалистическое сообщество, решив, что именно  Роберто Матта натолкнул Аршила на роковой шаг, исключило его из своих рядов. Статус ему восстановили лишь через одиннадцать лет. Он прожил долгую жизнь и умер в 2002 году в своём поместье в Италии.

       Сегодня об Аршиле Горки написаны книги и статьи, канадский режиссёр Атом Эгоян в 2002 году снял фильм “Арарат”, одним из героев которого стал художник.

       Пожалуй самой широко  известной работой  Аршила Горки является его автопортрет с матерью, сделанный по фотографии. Существует два варианта этой картины, над которыми художник работал на протяжении десяти лет. Они различаются постановкой ног мальчика. Первый вариант находится в музее Уитни в Нью-Йорке и датирован 1926 годом, когда Горки нашёл фотографию 1912 года, где он был снят вместе с матерью. Второй вариант, датированый 1926–1942 годами находится в Национальной галерее Вашингтона.

       И всех волнующий вопрос ”почему художник не дописал руки матери?”  Существуют разные версии. В фильме Эгояна даже есть сцена, где Аршил замазывает краской руки на полотне в какой-то момент смятения чувств. Но если посмотреть на другие полотна, заметим, что и на других них руки персонажей замазаны: “Портрет мастера Билла”, написанный в 1026 году, “Автопортрет” 1937 года. 

       В последние годы жизни он всё чаще обращался к теме утраченной родины. В одном из писем сестре писал: “Как я люблю нашу землю, как я скучаю по нашей любимой родине… я постоянно переполнен красотами нашего Хоргома и Вана. Наша бессмертная армянская страна, её багряные горы, солёные белые берега озера Ван, любимые равнины и животные… Мы часть нашей родины, злыми бурями заброшены  далеко… Я мечтаю о нашей родине, и как будто армянский вековой дух двигает моей рукой – создавать силуэты садов Хоргома, пшеничных полей и огородов. Наша прекрасная Армения, которую мы потеряли и которую я обрету в своём искусстве”.

       В 1984 году, анонсируя ретроспективную выставку Аршила Горки в Музее Гугенхейма в Нью-Йорке, организаторы охарактеризовали его творчество как “американо-армянское искусство”.  

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ