ВЕРА
«Наша среда online» — Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века “Протоевангелие Иакова”.
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
10 фактов о Рождестве Пресвятой Богородицы:
1. Рождество Божией Матери – первый двунадесятый праздник церковного года
Церковный год начинается 14/1 сентября. Рождество Божией Матери – первый великий праздник церковного года, Успение – последний.
2. Копты празднуют Рождество Богородицы в мае
Христиане, живущие по юлианскому календарю, празднуют это событие 21 сентября (по н.ст.), живущие по григорианскому – 8 сентября. А вот копты установили празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы 9 мая. Это связано с тем, что повсеместно праздновать Рождество Богородицы стали уже после V века. Коптские христиане не приняли решений Халкидонского собора и отпали от Церкви раньше, и решение о дате праздника принимали независимо от всего христианского мира.
3. В Евангелии о Рождестве Божией Матери нет ни слова
Священное Писание – это весть о пришествии в мир Христа Спасителя. О Божией Матери в нем сказано немного – в основном то, что важно для нашего спасения. Остальные биографические подробности мы узнаем из Священного Предания Церкви. В частности, история сегодняшнего праздника и вообще жизнь святых Иоакима и Анны описаны в первых семи главах Протоевангелия Иакова, написанного во второй половине II – начале III в.
4. На месте Рождества Богородицы стоят и православный, и католический храм
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима, однако точное место православные и католики указывают по-разному. Эти места отстоят друг от друга примерно на 70 метров. На православном построен монастырь святой Анны, на первом этаже которого есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды. Они построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
5. Дева Мария происходит из пророческого, царского и священнического родов
Святая праведная Анна происходила из колена Левия, из рода первосвященника Аарона, Иоаким – из колена Иуды из рода Давида. В Деве Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания: царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона. Они объединяются в Иисусе Христе как Мессии, Царе и одновременно Небесном Первосвященнике.
6. В этот день можно говорить не только о различиях между православными и католиками, но и об общем между нами
Католики считают, что Дева Мария была зачата непорочно, православные не соглашаются с этим утверждением и следующими из него выводами. Однако тропарь Рождества Божией Матери у нас одинаковый. Такие совпадения текстов песнопений встречаются достаточно редко.
7. Этот праздник не избежал преломления народным сознанием
21 сентября, в день осеннего равноденствия, сельские жители праздновали Осенины: осень прогоняет лето, завершаются полевые работы, и вся жизнь переходит в следующую фазу. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём; устраивали трапезу, пели песни, плясали, играли. В сознании русского человека образ Осенины сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освяти!»
8. В соборе в честь Рождества Богородицы были погребены святые Петр и Феврония Муромские
Этот собор стоял в Муроме, на вершине Воеводской горы над Окой. Краеведы считают, что он был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. До революции 1917 года в его Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как святые мощи. В 1924 г. собор был закрыт, а затем разрушен. В настоящее время на месте соборного комплекса — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»).
9. В честь родителей Девы Марии названы улицы и район в Москве
Улица Большая Якиманка получила свое название по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, впервые построенной в 1493 и снесенной в 1933. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда. По имени главной улицы получил название и весь район.
10. Святые Иоаким и Анна попали на гербы городов
На гербах Кобрина (Беларусь), Санкт-Аннена (Германия) и Яхимова (Чехия) изображены святые праотцы. Несложно догадаться, что Яхимов назван в честь Иоакима, Санкт-Аннен – в честь Анны. На герб Кобрина изображение святой Анны попало благодаря Анне Ягеллонке, которой в 1589 году ее племянник король польский и великий князь литовский Сигизмунд III передал во владение город с окрестными землями.
Светлана Охрименко
Источник: www.pravmir.ru