• Сб. Ноя 8th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Рождение армянского кино

Окт 24, 2025

«Наша Среда online» — Oфициальной датой рождения армянского кинематографа считается 16 апреля 1923 года. Тогда был принят декрет Совнаркома Армении о создании Госкино республики. Директором кинофабрики «Госфотокино» был назначен Даниел Мартынович Дзнуни.

В начале кинофабрика функционировала как прокатная организация. Но уже через год на экраны вышел первый документальный фильм «Советская Армения». За час экранного времени операторы кинофабрики под руководством И.М. Краславского попытались рассказать о четырёх годах нелёгкого процесса становления народного хозяйства молодой республики.

А вскоре из Тбилиси в Армению был приглашён на работу Амбарцум Иванович Бек-Назаров. Он пришёл в кино в 1914 году и был известен как актёр российского кино. Был популярен, благодаря яркой внешности, характерной для киногероев-любовников того времени. В первое время фигурировал под именем Амо Бек. Список его киноролей в салонных мелодрамах достигает семи десятков.

Одиннадцатого апреля 1921 года он возглавил киносекцию Наркомпроса Грузии. И начал свою деятельность с исполнения роли Дурмишхана в фильме Ивана Перестиани «Сурамская крепость». Это была его последняя актёрская работа. В 1923 году киносекция была преобразована в Госкинопром Грузии, а Бек-Назаров стал директором студии и её художественным руководителем. В 1924 году состоялся его режиссёрский дебют, он снял фильм «У позорного столба» по роману классика грузинской литературы Александра Казбеги «Отцеубийца», затем — приключенческий фильм «Пропавшие сокровища» по одноимённому роману Петра Морского.

В Ереване режиссёр сразу же включился в работу. В 1925 году по собственному сценарию, написанному на основе романа Александра Ширванзаде “ Намус“, при участии Госкинопрома Грузии он снял немую игровую драму. В фильме были заняты видные театральные актёры Ованес Абелян, Асмик, Грачья Нерсесян, Авет Аветисян, Амвросий Хачанян, Нина Манучарян. Сам режиссёр говорил о своей работе: «В «Намусе» мне хотелось вслед за Ширванзаде пригвоздить к позорному столбу власть обычая, тупую силу освящённых веками представлений о «чести» отцов»… Монтаж ленты был завершён к началу зимы. А вскоре из Парижа вернулся Александр Ширванзаде. Его пригласили на студию и показали фильм. Писателю очень понравилось, как экранизировали его роман. Его не смутило даже то, что режиссёр буквально не следовал букве первоисточника и даже ввёл в сюжет некоторых новых персонажей.

Любопытно, что одновременно с «Намусом» Бек-Назаров снимал в Тбилиси фильм «Натэлла», тоже на восточном материале. Причём отдельные натурные съёмки проводились и в Ереване. И если говорить об этих двух фильмах, сравнение будет не в пользу последнего, насыщенного восточной «экзотикой».

Первый армянский художественный фильм вышел на экраны в 1926 году. Надо ли говорить, какой он имел успех у зрителя. Но что интересно — это было не первой экранизацией знаменитого романа Ширванзаде. Был и его, так сказать,»нелегальный» вариант. Кинорежиссёр Иван Николаевич Перестиани рассказывал, что в 1918 году на знаменитой киностудии А.А. Ханжонкова ему показали сценарий неких итальянцев Эрнесто Ваграма и Цезаря Лакка с рабочим названием «Связанная клятвой». Итальянцы уверяли, что это старинная сицилийская легенда. Режиссёру сценарий понравился, и через пару дней фильм был запущен в производство. Тогда это делалось быстро. Но вскоре стало известно, что «сицилийская легенда» — на самом деле пересказ романа А. Ширванзаде «Намус», а сами сценаристы-«итальянцы» — армяне из Константинополя. Однако было поздно, и фильм вышел на российские экраны.

В последующем становление армянского кинематографа проходило при самом активном участии Амо Бек-Назарова. Параллельно формировалась новая плеяда сценаристов и режиссёров, технических специалистов. И «центром притяжения» была харизматичная личность Амо Ивановича. За три года было выпущено шесть художественных фильмов. За это же время было снято восемь документальных лент, причём две из них полнометражные. В 1928 году кинофабрику переименовали в киностудию «Арменкино».

Энтузиасты «важнейшего из искусств» не замыкались рамками одной темы. Причём, используя восточный материал, они избегали «ориенталистской» экзотики, концентрируясь на социальных вопросах и межличностных противоречиях. Снимались разножанровые фильмы: экранизация литературных источников — «Злой дух» по произведению А. Ширванзаде, «Зарэ» о жизни угнетённых курдов, историческая драма «Хас-Пуш» о восстании обнищавших крестьян и ремесленников Персии, революционные сюжеты — «Колхозная весна», «Шестнадцатый», кино для детей — «Первые лучи», «Всегда готов». Многие из этих фильмов забыты. Но некоторые, как комедии «Шор и Шоршор» (1927 г.), «Мексиканские дипломаты» (1932 г.) и сегодня пользуются популярностью в народе.

Не оставлял Бек-Назаров без внимания и документальное кино. Уже в 1926 году в титрах фильма «Землетрясение в Ленинакане» он упомянут как сценарист и режиссёр.

Амо Иванович стоял у истоков и азербайджанского кино. В 1928 году совместно с азербайджанскими коллегами он снял драму «Дом на вулкане». Посмотрев в Баку постановку пьесы Джафара Джабарлы «Севиль». «Я не помню другой пьесы, которая пробуждала бы такое волнение в зрительном зале. Своими глазами я видел, как девушки и женщины, просмотрев спектакль, сбрасывали чадру и уходили из театра с открытым лицом», — вспоминал он. Согласился с предложением автора снять по ней фильм. Совместно написали сценарий, и в 1929 году Бек-Назаров поставил на студии «Азгоскино» фильм с тем же названием.

В конце 20-х годов в мире стали снимать фильмы, синхронизированные со звуком. Но эпоха «великого немого» в Армении завершилась в 1934 году фильмами «Гикор» и «Когда цветут сады». Спустя год на экраны вышел первый армянский звуковой полуторачасовой фильм «Пепо». Это была экранизация одноименной пьесы Габриела Сундукяна. Бек-Назаров собрал «букет» прекрасных артистов, населил сюжет колоритнейшими персонажами, вынес действие на шумные рынки и улицы. Из Москвы пригласили известного оператора Дмитрия Фельдмана. Снимали в основном в Тбилиси. В Ереване на пустыре рядом с церковью Сурб Саркис возвели декорации торговых рядов и лавок. Павильонные съёмки происходили в Москве. Поскольку фильм должен был выйти на союзный экран, режиссёр одномоментно снимал две версии — армянскую и русскоязычную. Музыку к фильму написал молодой композитор Арам Хачатурян, это был его первый опыт работы в кино. Текст песни Пепо, тут же ставшей популярной в народе, написал Егише Чаренц.

Премьерный показ состоялся в Москве 16 июня 1935 года. В Ереване фильм демонстрировали в зале «Флора» на нынешнем Кольцевом бульваре. Симпатичный зал в деревянных конструкциях до наших дней не сохранился, его снесли в конце 60-х годов. Люди шли на просмотр с плакатами, не расходились после фильма, делились впечатлениями.

Фильм «Пепо» был показан и 12 декабря 1936 года на открытии нового двухзального кинотеатра «Москва». Если в «Намусе» ещё ощущалось влияние традиций дореволюционного немого кино с его театральностью и мелодраматизмом, «Пепо» — творение зрелого мастера. Фильм и сегодня удивляет сочным киноязыком, со временем не потерявшим своей прелести. Он ознаменовал новый этап в истории армянского кино и вошёл в сокровищницу советского киноискусства. В том же году Амо Бек-Назаров был удостоен звания «народный артист Армянской ССР». И неслучайно в 1966 году киностудии «Арменфильм» присвоили его имя.

В заключение отметим, что к концу XX века армянскими кинематографистами было создано около 320 художественных, порядка 1940 документальных, более 480 мультипликационных фильмов. Впечатляющий список. Двадцать первый век не ознаменовался яркими кинематографическими событиями. Мастера ушли из жизни. Их место заняли середнячки. Экран заполонили пустяшные молодёжные комедии. Заметных художественных откровений — единицы. Но это, как понимаете, иная тема.

Павел Джангиров