c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Роль купцов Терзиевых в становлении армянской общины Майкопа

Сен 10, 2024
На фото отмечена первая армянская церковь Майкопа.

«Наша Среда online» — Армянская община Майкопа начала складываться сразу после основания крепости в 1857 году. После получения статуса города в 1871 году, в котором принял активное участие старшина торгового дома, и будущий первый голова города Майкоп Георгий Никитич Шапошников в город хлынули многие купцы армянского и еврейского происхождения. Сам Георгий Никитич был нахичеванским купцом 1-й гильдии армянского происхождения.

Заметными купцами армянского происхождения стали Терзиевы. Василий Дмитриевич Терзиев был начальником дирекции Кубанских народных училищ. Он стал инициатором перевода горской школы из Лабинска в город Майкоп, школа нужна была чтобы приобщить горцев к российскому образованию.

Расходы на содержание горской школы взяла на себя первоначально городская казна Майкопа, но выяснилось, что горская школа городской казне не по карману. В.Д. Терзиев продолжил хлопоты перед Министерством народного просвещения России о выделении средств на школу из государственной казны. В 1880 году вышел императорский указ о ежегодном выделении Майкопской горской школе по 1500 рублей. В 1871 году её смотрителем (директором) назначается коллежский асессор Михаил Васильевич Раков. Закон Божий горцам преподавал протоиерей Иоанн Санжаревский, учителями были Александр Бакрадзе, Василий Затонский и Григорий Шкиль, позже — священник Евгений Левицкий и учитель Владимир Пустовойт.

Сама школа сыграла огромную роль в появлении дореволюционной черкесской интеллигенции. Некоторые воспитанники горской школы в начале XX века добились известности, проявив себя в различных областях культурной и общественной жизни Адыгеи и Северного Кавказа. Это Мос Шовгенов, Альджерий Гатагогу, Кадыр Намитоков, Нух Цеев, Гито Дзасохов, Сефербий Сиюхов и другие.

Видную роль в истории предпринимательства Майкопа сыграл Макар Борисович Терзиев (Мхитар Терзиян), родом из Армавира. Кем приходился он Василию Дмитриевичу неизвестно, армавирские Терзиевы приходились друг другу родней.

Родился Макар Борисович 19 января 1848 года в Армавире, согласно архивным документам Национального архива Республики Адыгея уже в 1880-е годы активно занимался политической, экономической и общественной деятельностью в городе Майкоп.

Первые выборы в Майкопскую городскую думу состоялись в 1889 году. От купечества в первую майкопскую думу прошёл и Макар Борисович Терзиев.

В первую думу кроме Макара Борисовича из Терзиевых прошёл также Яков Терзиев (Акоп Терзиян), во многих источниках указан как сын Макара Борисовича, но в архивных документах отчество Якова указано Михайлович, возможно приходился племянником.

Помимо первой майкопской думы Макар Борисович Терзиев ещё трижды в неё избирался (1893-1897, 1897–1901, 1901-1905гг.)

В 1891 году открылся Майкопский благотворительный комитет. На 1892 год приходится фактическое начало деятельности первой в городе добровольной общественной организации — благотворительного Майкопского Свято-Осиевского братства. Макар Борисович Терзиев входил в постоянный совет этого братства.

Согласно архивным документам 4 декабря 1899 года армавирские купцы Макар Борисович Терзиев и его племянник Константин Яковлевич Терзиев учредили для производства и торговли, а также иной деятельности на правах полного товарищества фирму под названием «Торговый дом М. и К. Терзиевы». Главная контора фирмы находилась в городе Майкоп, Кубанской области. Фирма также имела право открывать свои филиалы в других городах, удобных местах для себя местах.

Началась деятельность фирмы с 1 января 1900 года. Внесение капитала со стороны Макара Терзиева 40 000 рублей, со стороны Константина Терзиева 20 000 рублей, общий первоначальный капитал составил 60 000 рублей. Капитал был внесён частично наличными, а часть товарами. Фирма имела право приобретать недвижимые имущества, давать в аренду или продавать то имущество, которое принадлежало фирме. Покупать и передавать векселя, учитывая векселя в банках и других кредитных учреждениях. Составлять различные сделки, в случае спорных вопросов обращаться в суд.

Фирма занималась продажей ткани и текстиля, а также производством и продажей табачных изделий. По рассказам старожилов табак, из которого изготавливали табачные изделия выращивался недалеко от нынешнего хутора Пролетарский Майкопского района. Здание табачной фабрики Терзиевых находится по нынешней улице Первомайская дом 177 А. Магазин тканей купца Терзиева находился на месте нынешнего городского суда. По словам очевидцев, при рытье котлована под фундаментом было найдено много золота и драгоценностей.

Один из самых первых Пушкинских народных домов был построен в Майкопе, по инициативе интеллигенции, на средства горожан, и купечества как культурно–просветительный центр города.

При постройке «Пушкинского дома Макар Борисович принимал активное участие. По сохранившимся архивным документам являлся членом комиссии при постройке дома великому поэту вместе с Д.И. Зиньковецким, Братухиным, С.Н. Чибичевым, О.О. Домашевским, и Арташесом Хорасановым.

В начале XX века у армянской общины в Майкопе не было своей церкви. Инициатором строительства первой армянской церкви стал Макар Терзиев. В 1895 году М.Б. Терзиев, Г. Давьтянц, Я. Терзиев, С. Карапетов, С. Чибичев, и А. Хорасанов подали в городскую управу прошение об отводе места под постройку Армянской церкви против дома Вацлава Товара-владельца пивоваренного завода «Славянский», ныне Майкопский пивоваренный завод. Прошение было рассмотрено, но территорию выделили на углу улиц Соборная/Лазаретная (ныне Первомайская/Победы). Впоследствии улицу Лазаретную переименовали на Армянскую, в 1965 году в честь 20-летия Победы улицу Армянскую переименовали в ул. Победы.

Под строительство церкви на Армянской улице (ныне ул. Победы) был выделен земельный участок и М.Б. Терзиев пожертвовал на строительство 13 тыс. руб.— сумму по меркам Российской империи немалую.

Из документов следует, что Армянская церковь в Майкопе была освящена 20 сентября 1901 года, за год до смерти Макара Борисовича, и получила имя «Сурб Григор» во имя Григория Просветителя— святого, заложившего основы христианства как государственной религии в Армении. Макар Борисович Терзиев после смерти был похоронен на территории церкви.

Первым священником церкви был Ваан Аскарянц, церковь поддерживали усилиями наследников Терзиева, а также попечителей (А. Карапетян, И. Перперян, К. Сумбатян, М. Хадышян, С. Карапетов, С. Чибичев и др.).

Армянская церковь упоминается в «Дневниках» Евгения Львовича Шварца:

«И вот я играл во дворе, пока не начинал звонить унылый колокол армянской церкви. Она ещё не была достроена. Колокола её, временные, помещались под навесом маленькой, невысокой деревянной звонницы во дворе. Колокол звонил заунывно, тревожил мою совесть, напоминая о неотвратимых обязанностях ученика реального училища. Но я все откладывал да откладывал».

Макар Борисович Терзиев умер 24 августа 1902 года, его дела продолжал Яков Михайлович Терзиев. На территории церкви он основал армянскую школу в 1905 году. В ней училось 48 детей (27 мальчиков и 21 девочка), и работали три преподавателя Эгине Долибегян, Ваан и Нвард Канаяны. В 1910 г. её посещали уже 72 ученика, у которых было четыре учителя. К 1915 г. здесь было 68 учеников (25 мальчиков, 43 девочки).

Дом армянского купеческого собрания, основанный на территории церкви Яковом Терзиевым

Яковом Терзиевым в 1908 году был основан Дом Армянского купеческого собрания на той же территории. Изначально здание располагалось «неправильно»: по улице Победы (до революции — Армянской) находился его фасад, а Первомайской (Соборной) достался торец. Эта особенность архитектурного стиля модерн, популярного в начале XX века в Майкопе, была утрачена. К 2010 году к столетнему зданию присоединилась пристройка: теперь все его стороны равны, а площадь составляет более 5000 квадратных метров.

По воспоминаниям местных жителей в здании дома армянского купечества в конце XX века располагались беженцы из Османской империи, вынужденные переселиться во время Геноцида армян. На территории они разводили костры для приготовления пищи. Из архивных документов следует, что кроме армянских беженцев в здании проживали также беженцы ассирийцы.

В разное время в этом здании располагались аэроклуб и дворец пионеров. В 1985 году был открыт Северо-Кавказский филиал Государственного музея Востока.

Здание отдельной армянской школы было построено в 1909 году. Её строительство обошлось в 16 тысяч рублей, здание вмещало 5 комнат, большой зал и неплохую библиотеку – 800 книг. Содержалась школа за счёт доходов армянской церкви Сурб Григор, а также пожертвований прихожан и платы за учёбу. Здание бывшей армянской школы сохранилось, и находится на углу пересечении улиц Жуковская/Пролетарская.

Среди попечителей армянской школы были представители рода Терзиевых в лице Якова Михайловича, а также Акоба Варданяна, Еремия Мнацаканяна, Арутюна Оникяна и Мкртыча Саруханяна.

Здание бывшей армянской школы, основанный Яковом Терзиевым, сегодня один из корпусов МГТУ

Армянская школа проработала в Майкопе до конца 40-х годов. Сегодня это здание 5-го корпуса Майкопского Государственного Технологического Университета.

В 1917 году вовремя пребывание на Северном Кавказе выдающегося полководца Андраника Озаняна им помимо посещения Армавира, Пятигорска, Грозного, Владикавказа состоялась встреча с армянской общиной и в городе Майкоп. Кратковременная, третья по счету миссия национального героя в регион преследовала цель активизировать деятельность армянских общин по организации благотворительной помощи своим соотечественникам, спасшимся от геноцида, и предостеречь их от губительных для нации псевдореволюционных идей.

Генерал Андраник Озанян прибыл в Майкоп после посещения Армавира и Екатеринодара. Он остановился в доме меценатов Терзиевых. О пребывании Андраника в Майкопе и о банкете, организованном правлением женской благотворительной организации, сообщалось в заметке тифлисской газеты «Айастан» от 2 ноября 1917 г. На вечере-банкете присутствовало 200 почётных граждан из армянской общины города и района. Его открыл священник, призвавший соотечественников «практическими делами ответить на призыв великого героя» – организовать сбор средств на закупку хлеба для Армении, где голод и болезни ежедневно уносили жизни тысяч армянских беженцев, чудом спасшихся от кровавого ятагана. В своём выступлении Андраник, описав тяжёлое положение голодающего народа, призвал местных армян «взамен суесловий и споров практическими делами помочь страждущим, голодающим братьям хлебом насущным». Обращаясь к присутствующим, он сказал: «Если вам доставляет удовольствие только присутствие моё или подобных мне лиц, то не стоило здесь собираться. Если бы каждый армянин думал не только о своём лишь благополучии – бедствий, выпавших на долю нашу, было бы намного меньше». Далее он выразил благодарность кубанским казакам за гостеприимство, рассказал о неоценимой роли казаков в спасении армянских детей и беженцев и приветствовал казачьих воинов, своих соратников по оружию. Обращаясь к казакам, Андраник сказал: «Я полагаюсь на этот героический народ, уверен, что не даст умереть голодной смертью тем, кого он спас своим клинком».

Пламенные выступления национального героя перед представителями армянской общественности способствовали мобилизации сил и средств на помощь беженцам.

После октябрьской революции в Майкопе, как и повсюду начались началась муниципализация купеческого имущества, аресты и выселения из собственных домов.

Культурный центр на территории новой Армянской Церкви и могила Макара Борисовича Терзиева

В годы коммунистического богоборчества осквернили и разрушили здания Армянской церкви, осквернили также могилу Макара Терзиева. Долгое время о нем не упоминалось, лишь в 2004 году при строительных работах на территории бывшей Армянской церкви были обнаружены останки Терзиева, и каменная могильная плита. Их перезахоронили, и установили памятник на территории новой Армянской церкви. Которую построили в 2001 году по улице Западной.

проехал я мимо армянской церкви, мимо длинного белого дома Оськиных. Мне казалось смутно (я не любил верить печальным предчувствиям), что в Майкоп не вернуться мне больше. Так и вышло, я не был в Майкопе с тех пор, а если и попаду когда-нибудь, то увижу совсем другой город. Даже аллеи в городском саду обвалились, подмытые рекой. Так я увидел в последний раз Майкоп, — вспоминал Евгений Львович Шварц.

Геворг Григорян

Список литературы:

  1. Шварц, Е. Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с
    2. В. К. Мазурик Майкопская хроника конца XIX столетия. Майкоп: ООО Аякс, 2006. — 407 с.
    3. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д. 43
    4. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д.108. Л..7
    5. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д.85. Л..99