c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Авг 5th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Роль армянских купцов Терзиевых в общественной и экономической жизни города Майкопа во второй половине XIX – начале XX века

Авг 5, 2025
Надгробный памятник Макару Терзиеву на территории Армянского культурного центра г. Майкопа. Фото В.Коноплева

«Наша Среда online» — В 1857 г. была основана крепость Майкоп, которая с конца 60-х гг. XIX в. начала активно развиваться. 24 декабря 1870 г. (5 января 1871 г.) крепость получила статус города [1]. К сере- дине 1871 г. сюда была переведена Лабинская горская школа. Инициатором этого решения стал действительный статский советник Василий Дмитриевич Терзиев (1818–1889), возглавлявший дирекцию Кубанских народных училищ. Городская казна не могла обеспечить финансирование горской школы, но В. Д. Терзиев обратился в Министерство народного просвещения России с просьбой о выделении средств из государственной казны. В 1880 г. императорским указом утвердили ежегодное выделение для Майкопской горской школы 1500 р.

Сам Василий Дмитриевич происходил из семьи армянских купцов, ведущих торговую деятельность в Армавире. Его братья также занимались торговлей в Майкопе [2]. Представители этого рода внесли значительный вклад в развитие города, активно участвуя в его культурной, экономической и общественной жизни.

В истории Майкопа заметное место занимает фигура Макара Борисовича Терзиева (Мхитара Багдасаровича Терзияна), выходца из Армавира. Неясно, кем именно он приходился Василию Дмитриевичу, однако известно, что армавирские Терзиевы были связаны родством. До сего дня на улице Розы Люксембург в Армавире сохранились владения родственников майкопских Терзиевых: Ардаша и Николая Николаевича Терзиевых, а также Егора Петровича Терзиева [3, с. 299–301].

Макар Терзиев вошел в историю Майкопа как известный благотворитель, меценат и крупный предприниматель. Он неоднократно избирался в городскую думу и вместе со своим племянником Константином Терзиевым владел фирмой «Торговый дом Макар и Константин Терзиевы», занимавшейся торговлей тканями. Ее магазин располагался на месте нынешнего Майкопского городского суда.

В 1892 г. в городе фактически началась деятельность первой добровольной общественной организации – майкопского благотворительного Свято-Осиевского братства. В день его открытия Макар Борисович Терзиев, Степан Карпович Карапетов, Григорий Давьтянц и другие жертвователи внесли около 25 р. Макар Борисович также входил в постоянный совет Свято-Осиевского братства [4, с. 87]. Кроме того, он помогал и в частном порядке. Так, 28 мая 1898 г. во главе с учителем Тарасенко состоялась экскурсия учеников 1-го Майкопского городского одноклассного училища (школы) (120 чел.). Они отправились к озеру, которым владел М. Б. Терзиев. Он предоставил 20 конных подвод для подвоза детей до места отдыха, а также раздал им удочки для рыбалки, покатал на лодке и накормил обедом и ужином [4, с. 322].

Именно представители фамилии Терзиевых в Майкопе первыми начали производство одного из самых распространенных музыкальных инструментов страны – гармошки. В 1896 г. торговля гармошками перешла в руки купца Николая Завершинского [5].

Кроме того, Терзиевы первыми привезли в Майкоп из Германии швейные машинки. Когда они убедились, что спрос на машинки растет (их стали покупать не только белошвейки, но и интеллигенция, мещане), стали завозить этот товар небольшими партиями.

Будучи весьма предприимчивыми, Терзиевы решили снабжать зингеровскими машинками и отдаленные горские аулы. Для этого нужен был дистрибьютор из местных горцев. Им стал окончивший Майкопскую горскую школу и механико-техническое училище Мос Шовгенов [6]. 4 декабря 1899 г. и в Армавире Макар Борисович Терзиев с племянником Константином Яковлевичем Терзиевым основали на правах полного товарищества фирму «Торговый дом М. и К. Терзиевы». Однако ее главная контора находилась именно в Майкопе.

1 января 1900 г. началось активное функционирование названной фирмы. Макар Терзиев вложил 40 000 р., а Константин Терзиев – 20 000, что составило первоначальный капитал ком- пании. Часть средств была внесена наличными, а часть – товарами.

Фирма имела право приобретать недвижимое имущество, сдавать его в аренду или продавать, а также покупать и передавать векселя, учитывать их в банках и других кредитных учреждениях. Она могла совершать различные сделки и в случае возникновения спорных вопросов обращаться в суд. Основным направлением деятельности была продажа тканей и текстиля [7, л. 1].

Один из самых первых Пушкинских народных домов был построен в Майкопе по инициативе местной интеллигенции на средства горожан и купечества как культурно-просветительный центр города. Строительство здания началось в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, и уже в ноябре 1900 г. этот народный дом был торжественно открыт. Автором проекта стал И. А. Фомин, участник театрального кружка, который безвозмездно разработал его. Но именно Макар Борисович Терзиев активно содействовал строительству Пушкинского дома. Согласно сохранившимся архивным документам, он входил в состав комиссии по строительству вместе с другими представителями армянской общины города: Серафимом Никитичем Чибичевым и Арташесом Сергеевичем Хорасановым [7, л. 204].

В 1895 г. владелец текстильного магазина М. Б. Терзиев, гласный Майкопской городской думы Г.Г. Давьтянц, хозяин табачной фабрики Я. М. Терзиев, собственник кирпичного завода С. К. Карапетов и совладельцы солодовенного завода С. Н. Чибичев и А. С. Хорасанов обратились в городскую управу с просьбой выделить место для строительства армянской церкви [4, с. 321].

Сначала городские власти пошли навстречу общине и выделили часть так называемой дровяной площади, что ныне носит название площади Дружбы. Однако позже было решено выделить территорию на углу современных улиц Первомайской и Победы [8].

В сентябре 1901 г. состоялось открытие церкви, которая была названа Сурб Григор в честь Григория Просветителя. Однако уже с середины 1900 г. здесь проходили крещения, что подтверждается данными метрической книги [9, л. 176].

Макара Борисовича Терзиева не стало 24 августа 1902 г., его похоронили на территории церкви, что было признанием высоких заслуг покойного. В дальнейшем там же предавали земле и других меценатов армянского происхождения.

В годы коммунистического богоборчества были осквернены и разрушены здания армянской церкви, осквернена также и могила Макара Терзиева. Долгое время о нем вообще не упоминалось, и лишь в 2004 г. во время строительных работ на территории бывшей армянской церкви обнаружили останки Терзиева и каменную могильную плиту. Их перезахоронили, а также установили памятник на территории новой армянской церкви, построенной в 2001 г. на улице Западной [10].

Вот как упоминал об этой церкви писатель и драматург Е. Л. Шварц: «И вот я играл во дворе, пока не начинал звонить унылый колокол армянской церкви. Она еще не была достроена. Колокола ее, временные, помещались под навесом маленькой, невысокой деревянной звонницы во дворе. Колокол звонил заунывно, тревожил мою совесть, напоминая о неотвратимых обязанностях ученика реального училища. Но я все откладывал да откладывал» [11, с. 108].

После смерти Макара Терзиева дело продолжил его сын – Яков Терзиев, а по некоторым данным – племянник. В 1905 г. при поддержке Я. М. Терзиева армянская община города основала на территории церкви армянскую церковно-приходскую школу.

В этой школе обучалось 48 детей – 27 мальчиков и 21 девочка. Преподавали в ней три учителя: Эгине Долибегян, Ваан и Нвард Канаяны. К 1910 г. число учеников увеличилось до 72, а количество учителей возросло до четырёх. К 1915 г. в школе обучалось уже 68 учеников: 25 мальчиков и 43 девочки [12].

В 1908 г. при активной материальной поддержке Якова Терзияна и на средства армянских купцов города было построено здание армянского купеческого собрания. Это сооружение сохранилось до наших дней, и сейчас в нём располагается Северо-Кавказский филиал Государственного музея Востока. Улица Лазаретная была переименована в улицу Армянскую, так как на ней построено красивое здание армянского купеческого собрания и армянская церковь. И только в 1965 г., в честь 20-летия Великой Победы, она получила нынешнее название.

Яков Терзиев также владел одной из крупнейших табачных фабрик в Майкопе, здание которой сохранилось до наших дней. Она выпускала папиросы «Амба», «Нуво», «Баян» и «Нектар». К 1911 г. фабрика Я. М. Терзиева производила 4,3 тыс. пудов русского табака и 4 пуда иностранного и относилась к числу лидеров в Кубанской области по количеству обандероленной продукции (124 тыс. р.) [13, л. 107].

По сообщениям «Майкопской газеты» стало известно, что в 1912 г. на фабрике Терзиева около полудня произошёл пожар. К счастью, благодаря слаженным действиям сотрудников его удалось быстро потушить, не привлекая пожарных. В подвальном помещении, где располагался мотор, по неизвестной причине загорелся деревянный ящик. Рядом находился керосин, который не воспламенился лишь потому, что возгорание было обнаружено на ранней стадии и оперативно ликвидировано [14].

В октябре того же года купец Я. М. Терзиев сообщил приставу второй части, что с его фабрики в результате воровства систематически пропадают необандероленные табак и папиросы. В числе подозреваемых он назвал двух служащих – Г. П. Тареева и В. И. Игольникова. Был проведён обыск. В квартире Тареева обнаружили 12 фунтов листового табака и 16 пачек необандероленных папирос [15].

А спустя год, в октябре 1913 г., в училищную комиссию поступило предложение от Я. М. Терзиева о продаже участка земли с кирпичным зданием, которое ранее использовалось как табачная фабрика. Это могло бы стать хорошим и удобным местом для школы [16].

12 июня 1915 г. ушёл из жизни Я. М. Терзиев – один из старейших жителей Майкопа и владелец табачной фабрики. Его сын, Михаил Терзиев, стал новым хозяином фабрики [17].

В то же время в Майкопе продолжал успешно заниматься мануфактурой другой представитель знаменитой фамилии – Константин Терзиев. В начале своего пути в качестве предпринимателя он рекламировал утюги, керосиновые фонари и лампы, а в дальнейшем вместе с Макаром Терзиевым основал торговый дом.

Известно, что в ночь на 4 июня 1913 г. в квартиру К. Я. Терзиева проникли неизвестные злоумышленники. Они воспользовались подобранным ключом и открыли парадную дверь. В результате из квартиры было украдено золотых, серебряных и других ценных вещей на сумму более 1000 р. [18].

После Октябрьской революции в Майкопе, как и повсюду, началась муниципализация имущества купцов. Были арестованы и выселены из собственных домов представители богатых сословий. В частности, табачную фабрику бывшего купца Терзиева заняли рабочие его фабрики.

Новая власть стала расселять армянских и ассирийских беженцев в бывшие дома и торговые помещения армянских купцов в городе, среди них – здания армянского купеческого собрания, армянской церкви, бывшей табачной фабрики Якова Терзиева, гостиницы «Россия» С. К. Карапетова и др. [19, л. 25].

Осенью 1917 г. во время пребывания на Северном Кавказе известный полководец Андраник Озанян посетил г. Майкоп. В качестве места своего пребывания он избрал именно дом Терзиевых, где встретился с представителями армянской общины.

Цель этой встречи заключалась в том, чтобы усилить поддержку армянских беженцев, которые переселялись из западной части исторической Армении в восточную. На собрании также присутствовал Тер-Ваган Аскарянц, настоятель Армянской апостольской (тогда – григорианской) церкви.

Известный полководец попросил не акцентировать внимания на его личности и подчеркнул, что каждый армянин должен заботиться о своих ближних. Он также выразил благодарность за гостеприимство и помощь, оказанную местными казаками [20, с. 176].

Подводя итоги, можно отметить, что представители армянской фамилии Терзиевых внесли значительный вклад в экономическое и культурное развитие Майкопа на рубеже XIX–XX вв., принимая активное участие в учреждении, строительстве и деятельности образовательных, благотворительных и культурных объектов, таких как Майкопская горская школа, Свято-Осиевское братство, Пушкинский народный дом и армянская церковь.

Геворг Григорян

Список источников:

  1. Харламов М. История возникновения и развития города Майкопа в связи с историей Закубанского края // Кубанский сборник: тр. Кубанского обл. стат. комитета / под ред. Л.Т. Соколова и при сотрудничестве А.С. Селевко. Екатеринодар: Тип. Кубанского обл. правления, 1912. Т. 17. С. 387–456.
  2. Крылов Д. Учились сами, учили горцев // Советская Адыгея. 2016. 10 нояб.
  3. Ктиторов С. Н. Объекты культурного наследия народов Кубани в исторической среде города Армавира. Армавир: Редакция газеты «Армавирский собеседник», Армавирская тип., 2016. 379 с.
  4. Мазурик В. К. Неизвестный Майкоп: исторические очерки : в 2 кн. Кн. 2 : Майкопская хроника конца XIX столетия. Майкоп: Аякс, 2006. 405 с.
  5. Крылов Д. Играй, гармонь! // Советская Адыгея. 2017. 10 янв.
  6. Крылов Д. Двигатель прогресса // Советская Адыгея. 2017. 31 мая.
  7. Национальный архив Республики Адыгея (далее – НАРА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 45.
  8. Майкопские новости. 1913. 9 апр. Ст. № 80.
  9. НАРА. Ф. 77. Оп. 1. Д. 43.
  10. Кадиева К. Под плитами истории. Как спасли памятник первому меценату Адыгеи // АиФ-Адыгея. 2015. № 45. 4 нояб.
  11. Шварц Е. Живу беспокойно… Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 752 с.
  12. В мире и согласии // Майкопские новости. URL: https://maykop-news.ru/page/v-mire-i-soglasii/ (дата обращения: 23.04.2015).
  13. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 487. Оп. 1. Д. 10.
  14. Майкопская газета. 1912. № 174. 3 авг.
  15. Майкопская газета. 1912. № 230. 16 окт.
  16. Майкопская газета. 1913. № 227. 9 окт.
  17. Майкопская газета. 1915. № 128. 14 июня.
  18. Майкопская газета. 1913. № 125. 6 июня.
  19. НАРА. Ф. 68. Оп. 1. Д. 34.
  20. Акопян В. З. История прихода Армянской апостольской церкви города Пятигорска. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 178 с.

Источник: Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2025, № 2