СВИДЕТЕЛЬСТВА РАФАЭЛЯ ДЕ НОГАЛЕСА О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
«Наша Среда online» — Перелистываю воспоминания венесуэльского «солдата удачи» Рафаэля де Ногалеса «Четыре года под полумесяцем». Книга вышла в 2006 году в издательстве «Русский вестник». Издатели усиливают фактор дёнме, искажая объективное понимание исторического процесса.
Это чувствуется и в предисловии, и в комментариях. В предисловии М. Аракелов, В. Зайцев пишут: «Младотуркам следует выдать патент на «техническое новшество» — под видом борьбы за «светлые» идеалы захватывать государственную власть, опираясь на силу подпольной организации и международную сеть, и использовать ее как орудие массового уничтожения конкурентов и политических противников. Однако в самообольщении они не предвидели всех последствий своего новшества, а именно, что оно не всегда будет в одних руках.
Более или менее в схожем виде сценарий дёнме повторился в России. Сначала масоны из кадетской партии и октябристов, которые ездили на выучку к младотуркам, свергли законного Государя, затем пришла очередь второй команды. Парвус, советник Комитета «Единение и Прогресс» по экономическим вопросам, (бизнес-партнер Э. Карассо, сефард из Салоник), наживший в годы войны миллионы на спекуляции продовольствием, привез в Петроград в пломбированных вагонах команду революционеров.
Если проанализировать их национальный состав и принадлежность к масонству, то станет ясно, какие задачи, поставленные перед ними мировой закулисой, они должны были решать. Они развязали в Российской империи гражданскую войну, которая вылилась в геноцид русского народа. Сравним директиву ЦК РКП (б) от 29 января 1919 года, подписанную Яковом Свердловым о «поголовном истреблении» «всех верхов казачества» с содержанием приказа Талаата, приводимого Ногалесом: «сжечь, уничтожить, убить». И богатства, накопленные народами Российской империи, грабились хаммерами и прочими по рецепту дёнме.
За счет Российской империи и армянского народа мировая закулиса спасла терпевшую власть масонов в Турции. Пламенный революционер, большевик и масон Троцкий уже в января 1918 года издал приказ о демобилизации русской армии с Кавказского фронта. Он же заключил с Талаатом сделку о передаче туркам Карса, Ардагана и Батуми».
Увлечение трактовкой дёнме искривляет понимание исторического процесса, это почти оправдывает Турецкое государство в совершении геноцида армян. Начинается интерпретация этой упоротой антисоветчины, риторикой «масоны — казаки», «сатана Ленин» и прочие штампы. Хотя уже с 1860-х годов Российская империя повернула к своему концу. Еще Ленин не родился, а русские после поражения в Крымской войне пошли раскачивать государство теорией народа-богоносца. Потом это привело к ненависти к инородцам, убийствам армян и евреев (армян Елизаветпольской губернии руками казаков, руководимых альтернативной Наместничеству структурой генерала Грязнова — Военным Союзом со штабом в Тифлисе). Есть объективный исторический процесс, есть закулиса, есть технологии. Но авторы полностью выворачивают исторический процесс, сводя его к управлению закулисой.
При этом Октябрь нельзя так однозначно сравнивать с революцией младотурков 1908 года. Хотя процессы по демонтажу Российской Империи, Турции и Австро-Венгрии проходили синхронно.
Либералы младотурков не хотели войны и открыто высказывались за заключение мира и за соблюдение мира и за соблюдение Турцией нейтралитета в мировом конфликте. Но все их усилия (по мнению Ногалеса) были напрасны, поскольку Комитет смог убедить духовенство в необходимости и оправданности Священной войны, заставив тем самым окончательно поверить в это и весь турецкий народ.
Опять же, я размышляю, ведь не все турецкое духовенство встало на путь Геноцида армян, муллы же понимали, что младотурки переходят к рациональному государству (используя итоги Просвещения в Европе). Геноцид армян — это кровавый шаг на пути к рационализации Турции (удару по исламу) с использованием плодов европейского Просвещения.
Ногалес пишет об Энвере, сравнивая его с маршалом Ахмедом Иззет-пашой, который происходил из древнего албанского рода:
«Энвер-паша, знаменитый вождь младотурок в годы мировой войны, которому теперь, должно быть, года пятьдесят три, был более простого происхождения. Он всегда выделялся благодаря своим блестящим способностям и непоколебимому патриотизму.
Будучи очень приветливым и почти застенчивым человеком, он, так же как и Иззет, не обладал ни талантом полководца, ни прозорливостью политика, однако имел железную волю и отличался инициативностью, редкой для представителя Востока. Думаю, немцам бы так и не удалось вступить на территорию Турции, если бы не его поддержка и дружелюбие. Он помог им поначалу проникнуть в империю, а затем и укрепиться в ней. Но справедливости ради и к чести Энвера следует сказать, что он не продался немцам, а лишь безмерно восхищался мужеством их офицеров. Он был не рабом Германии, но ее благодарным учеником, проводником и защитником прусского милитаризма на Ближнем Востоке.
Его карьеру на посту главнокомандующего турецкой армии нельзя считать удачной. Однако не из-за отсутствия личной отваги, которой у него хватало с избытком, а по причине недостаточно глубокого знания военного дела».
«В начале войны Энвер еще производил впечатление порядочного человека. Однако после своей женитьбы на принцессе он превратился в самого большого вора во всей Турции, уступив лишь Исмаилу Хаккы-паше и Джемаль-паше, коим, безусловно, не было равных в искусстве обирать казну». Ногалес пишет, что после болгарской катастрофы в октябре 1918 года авторитет Энвера окончательно пал «и с этого момента от былого величия Энвер-паши ничего не осталось, он превратился в парию, приговоренному к смерти, который скитается Бог знает где».
«Джемаль-паша, палач ливанских и арабских христиан, на самом деле был пешкой, человеком жестоким и низким без преувеличения. Как военный, думаю, он не был годен командовать даже отделением, а о его способностях к морскому делу и говорить не стоит! Тем не менее именно Джемаль-паша практически пожизненно занимал пост морского министра в правительстве младотурок, одновременно являясь генерал-губернатором и командующим войсками в Сирии и Палестине до тех пор, пока немцы не пригласили его к кайзеру, чтобы сместить за время поездки. Когда же он вернулся, то обнаружил, что на место уже занято другим. За Джемаль-пашой сохранили лишь пост морского министра (без флота), который числился за ним до конца войны. Со стороны немцев министра опекал адмирал фон Сушон».
«Своей славой и стремительным взлетом по служебной лестнице Джемаль был обязан главным образом недругам Энвер-паши, которые делали все, чтобы тот не получил пост председателя партии. Таким образом, единственной, по сути, причиной развала партии младотурок стало тогдашнее соперничество между Энвером и Джемаль-пашой». (прим В. О.— ну, это очень наивно полагать, потому что партию развалили британцы, ставку уже делали на Ататюрка, поэтому армянские мстители, в сущности, и выполняли грязную работу британцев после суда над младотурками).
Далее Ногалес пишет:
«Говоря откровенно, Джемаль-паша был не столько умелым руководителем, сколько изворотливым казнокрадом. Его алчность была ненасытной. Как политик он тоже ровным счетом ничего из себя не представлял. Особенно после того как, желая продемонстрировать свою дружбу с Антантой, обрек на голодную смерть большую часть населения Ливанского Хребта, а над живущими там арабами издевался как мог вплоть до публичных казней через повешение, приказав убить в том числе и одного из сыновей шерифа Хусейна из Мекки. Все это спровоцировало конфликт, который привел к отделению сначала Аравии, а затем Сирии и Палестины. В конце войны Джемаль-пашу также лишили всех богатств и званий, и сейчас он, подобно Энверу, скрывается неизвестно где».
5 июля 1919 года военный трибунал в Константинополе заочно приговорил Джемаля (наряду с другими членами «триумвирата» — Талаатом и Энвером) к смертной казни через повешение за вовлечение Турции в войну и организацию массовых убийств армян, а также (специально) за убийства арабов.
Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с частями Красной армии в кишлаке Чагана в 25 км от города Бальджуан на территории бухарского государства (ныне территория Республики Таджикистан).
Джемаль направился в Афганистан, где в качестве военного советника участвовал в модернизации афганской армии. Позднее переехал в Тифлис, где в 1922 году был убит членами партии «Дашнакцутюн» Петросом Тер-Погосяном и Арташесом Геворгяном в рамках операции «Немезис» по уничтожению виновников геноцида армян в 1915 году. Тело было перевезено в Эрзурум и там похоронено.
Талаат-паша убит армянским мстителем Согомоном Тейлиряном в Берлине в 1921 году, оправдан.
НОГАЛЕС О ПРИЧИНАХ ГЕНОЦИДА АРМЯН
«Геноцид армянского народа, совершенный турками во время мировой войны 1914-1918 годов, был спровоцирован прежде всего борьбой за свои права восточных армян. Этой борьбой руководили экстремистские партии рамкаваров и гнчаков, которые открыто боролись, зачастую с оружием в руках, с умеренными дашнаками, призывавшими к мирному диалогу и выступавшими за создание армянской автономии». Примечание моё. Это тоже не правильное понимание исторического процесса. На мой взгляд, Ногалес детально излагает историю на микроуровне (хоть и в интересах турок), но макроуровень вообще не понимает. Я думаю, что когда британцы и турки сели за стол переговоров на Берлинском конгрессе 1878 года, переиграв Сан-Стефано (в Берлине была отдельная двухсторонняя встреча), они уже знали, что геноцид армян — это следующая фаза. Просто армяне как пассионарии были им необходимы для свержения султана. А русские уже при Александре II дали слабину, сдали итоги победоносной русско-турецкой войны 1877-78 гг. (отказавшись от Баязета и Алашкертской долины).
Первая фаза геноцида армян началась с 1890-х годов.
PS Еще раз замечу, что в это время Ленину всего семь лет, а судьба империи была уже предрешена. Учитывая, что горизонт был завален уже в 1860-е годы после проигранной Крымской войны. И тут победа Русской армии над турками, (она неплохо воевала и в 1914-1918 гг), уже спасти государство, утратившее вектор развития, не могла.