online

Преодолевая себя

КУЛЬТУРА

Кадр из фильма «Танец с саблями». Фото kinopoisk.ru

В прекрасном и яростном мире

«Наша Среда online» — Жизненный и творческий путь выдающегося композитора Арама Хачатуряна (1903-1978), произведения которого давно и прочно вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства, красной нитью проходит сквозь новый художественный фильм “Танец с саблями”, который вышел на российские экраны 30 января.

Этот армяно-российский проект, спродюсированный Рубеном Дишдишяном, выпало претворить в жизнь узбекскому и российскому кинорежиссеру и сценаристу, нынешнему художественному руководителю киностудии “Узбекфильм” Юсупу Разыкову. Главную роль исполнил актер московского театра “Мастерская Петра Фоменко” Амбарцум Кабанян. Название фильм получил не случайно: в нем рассказывается история создания произведения, которое принесло его создателю мировую славу.

… По каким-то неведомым законам – “из волшебства, из ничего, из сумасбродства моего” рождаются произведения, сразу же (либо через некоторое время) приобретающие так называемую узнаваемость. Они начинают жить своей жизнью, магнетически воздействуя на читателей, зрителей и слушателей – вне времени и пространства. Мы по-прежнему перемигиваемся с мудро-ироничным старичком Вольтером, которого изваял Гудон; молитвенно застываем перед собравшимися на пасхальный ужин Христом с апостолами, над которыми парит огромный додекаэдр (“Тайная вечеря” Дали); и Ворон – мучитель Эдгара По держит нас в капкане чувств и эмоций…

В этом ряду шедевров достойное место, несомненно, занимает и “Танец с саблями” Арама Хачатуряна.

— Задачи делать байопик (фильм-биография, повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей ее жизни или в наиболее важные, драматические моменты – А.А.) у меня не было,- подчеркивал Юсуп Разыков после завершения работы над фильмом в передаче “Культ личности”, выходящей на телеканале “Мир-24”.- Я придумал ситуацию, когда основное действие разворачивается в течение двух недель. – в глубоком тылу, в ноябре 1942-го. Для меня это – новелльная форма, когда ты все можешь погрузить в короткий временной промежуток, четко обозначив драматическую ситуацию. Так работать интереснее: лучше понимаешь фабулу, игру актеров. Поэтому мы остановились на данной истории. А взаимоотношения художника и государства в данном случае укладываются в то, что “Танец с саблями” был написан, по сути, “из-под палки”. Хачатурян его не задумывал. А потом не очень-то долюбливал, называя его “мое шумливое дитя”. И ему не нравилось, когда его называли “сабльменом”. Однако получилось так, что “Танец с саблями” затмил многие другие его произведения. И это его смущало.

Стержень картины – те восемь (или одиннадцать, есть несколько версий, но никто ведь рядом, понятное дело, не стоял с секундомером) часов, за которые – можно сказать, в один присест – Арам Хачатурян создал “Танец с саблями”. Что должен переживать человек в моменты такого творческого сверхнапряжения? Авторы попытались взглянуть на это с кинематографической точки зрения. По словам Разыкова, с разрешения сына композитора – Карена Хачатуряна киноповествованию предпослано сообщение о том, что авторы опираются на реальные факты из биографии Арама Ильича. “Хотя мы их, конечно, по-своему осмысливаем,- говорит режиссер.- Например, встреча Хачатуряна с Ойстрахом и Шостаковичем, сделанная в отчасти комическом ключе, в действительности имела место не в Перми, а в Свердловске, где он работал на радио в начале войны”.

Вообще-то, “Танца с саблями” мог и вовсе не появиться. Ведь когда Хачатурян вместе с труппой эвакуированного в Свердловск Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова репетировал свой балет “Гаянэ”, его в сюжете не было. Однако дирекция потребовала включить в спектакль еще один танец. Так шедевр и появился на свет…

“1942 год. Страдая от язвенной болезни и лежа на кровати в шапке-ушанке и пальто в маленьком холодном гостиничном номере в военной эвакуации в Перми (точнее – в Молотове, каковое название этот город носмил в 1940-1957 годах – А.Г.), Арам Хачатурян напишет одно из самых известных музыкальных произведений XX века, которое оказало влияние на все последующее развитие музыки и соединило несочетаемое: традиционные свадебные армянские песни и суперсовременные джазовые ритмы, провозглашаемые символом этого музыкального направления – саксофоном”,- пишет в статье, посвященной новому фильму и опубликованной на портале Forbes.ru, российская журналистка Юлия Шампорова (https://www.forbes.ru/forbeslife/392153-geniy-i-zlodeystvo-vyshel-film-tanec-s-sablyami-o-zhizni-kompozitora-arama) .

И напоминает: спустя всего несколько лет американцы, сходящие с ума по “Танцу с саблями”, объявят 1948 год “годом Хачатуряна”, сам композитор объедет весь мир, дирижируя концертами собственной музыки, а советская музыкальная традиция в очередной раз восхитит слушателей по всему миру. И все это благодаря, а скорее – вопреки тем событиям, которые произойдут в военном тылу на второй год войны.

Хачатурян предстаёт в фильме Разыкова как символ выдающегося творца и армянина. Правда, несмотря на заверение в том, что фильм основан на реальных событиях, художественный вымысел порой отклоняется от них. Но это, наверное, неизбежно. И вряд ли, думается, уместно требовать буквального биографического пересказа от тех, кто берется за экранное воплощение образов таких знаковых личностей, как, скажем, Иван Грозный, адмирал Нельсон или Рэй Чарльз.

По оценке Юлии Шампоровой, в данном случае получился гений в классическом смысле слова: равнодушный к повседневному существованию и беседующий о музыке с посланцами иных миров: давно умерший старец является Хачатуряну – чтобы обсудить его творчество.

“Хачатурян был весьма сложной фигурой,- констатирует Ю.Разыков,- очень активным человеком в общественном плане. Например, в годы войны именно он возглавлял Эвакуационную комиссию Союза композиторов. Подобраться к нему в аспекте конфликта, без которого не бывает внутренней драмы, было довольно сложно. Такой конфликт наметился в связи с инструкцией, когда ему, по сути, было приказано написать танец к балету “Гаянэ”. И ему пришлось менять партитуру, хореографический рисунок уже практически готового произведения. Все это очень отвлекало его от новых замыслов”.

И еще один герой властно фигурирует в новой картине, кому композитор постоянно поверяет свои раздумья. Это – Отечество, Армения. Та Армения, которая оказалась оторвана от нас. Потерянный рай, который мы генетически ощущаем в себе, о котором помним и не в силах забыть…

“Мы оставили свои дома, могилы дедов, вслед нам летели камни, пули, сегодня каждый из нас живет вместо тех, кого убили, и ты должен это помнить!”- такой урок получает юный Арам от седого старца, с грустью устремившего взгляд на священную гору Арарат. Этот урок Арам Хачатурян пронесет через всю жизнь, посвятив свою Вторую симфонию – “С колоколом” — Геноциду армян в Османской империи.

Встречу с актером Амбарцумом Кабаняном, создавшим образ гениального композитора, режиссер считает несомненной удачей. “Это абсолютно выдающийся артист,- заявляет Разыков.- Хотя я, конечно, жестко с ним обошелся, не давая, так сказать, прыгать. Он у меня ходит как мыслитель”.

Запомнились режиссеру и съемки финальных сцен в ереванском театре оперы и балета им. Спендиарова. Тогда за окном клокотала “бархатная революция”, увенчавшаяся, в итоге, сменой власти. “Народ безумно ликовал,- вспоминает Разыков.- Часть нашей творческой группы – армянские парни и девушки после съемочного дня отправлялись на баррикады и митинги. Был, конечно, такой возбуждающий момент – мы тоже хлебнули армянской свободы”.

В прошлом году “Танец с саблями” уже предстал перед киноаудиторией – в рамках 22-го Шанхайского Международного кинофестиваля “SIFF 2019” (мировая премьера) и 16-го Международного Армянского кинофестиваля “Золотой абрикос”. Теперь с жизнью Арама Ильича и с историей создания его “незапланированного” шедевра предстоит поближе познакомиться российскому зрителю. Надеемся, что он по достоинству оценит новый фильм Юсупа Разыкова. Тем более, что этот фильм – не из тех, что, в лучшем случае, помогают переваривать попкорн.

АШОТ ГАРЕГИНЯН

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top