c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Поташный завод братьев Шаповаловых

Дек 23, 2024

«Наша Среда online» — Из воспоминаний русского и советского прозаика Евгения Львовича Шварца:

«Теперь пришло время рассказать о Шаповаловых. Я часто встречал на улице брюнета лет тридцати пяти, плотного, небольшого, с бодро откинутой назад головой, с широким лицом, таким же ртом, густыми волосами, зачёсанными назад. Я знал, что это инженер-химик Яков Власьевич Шаповалов, у которого вместе с братом Арамом собственный поташный завод. Они были армяне, но Яков Власьевич женился на немке[1]".

Братья Шаповаловы были выходцами из Нахичевани на Дону, именно оттуда в Майкоп прибывала большая часть купцов армянского происхождения.

Поташное производство получило развитие в Кубанской области с конца XIX века, так поташный завод братьев Якова и Арама Шаповаловых был основан ещё в 1889 году в г. Майкопе на городском выгоне. Сегодня на этом месте в городе проходит улица Низпоташная.

Поташ – это более или менее чистый углекислый калий K2CO3, применяющийся в химической, в том числе и оборонной промышленности.

В начале XX века в России насчитывалось 30 поташных заводов, вырабатывавших 16 тысяч тонн поташа в год, из них 24 работали на Кубани, и доля кубанского поташа в общероссийском производстве составляла 80%. В 1911 году в России было изготовлено уже 735 тысяч тонн поташа, в том числе 694 тысячи тонн пришлось на предприятия Кубанской области. Отличительной чертой поташной промышленности в Кубанской области была высокая концентрация производства и расположение наиболее крупных предприятий в сельской местности, поближе к источникам сырья – наиболее часто на Кубани использовались отходы развитой в регионе маслобойной промышленности – на золу шли побеги и шляпки подсолнечника[2].

Вероятно, в случае с заводом Шаповаловых использовались маслобойные отходы Арташеса Хорасанова, учитывая совместную тесную связь. Маслобойный завод Хорасанова находился около железнодорожного вокзала.

Собранием учредителей в г. Екатеринодаре 22 апреля 1908 года было образовано Общество Кавказских химических заводов «ОКАХИЗА». В общество вошёл также завод братьев Шаповаловых.

Способ выработки поташа на заводах общества был приобретён за 75 тысяч рублей на шесть лет у братьев Якова и Арама Шаповаловых, которым удалось на своём заводе получить технологию выработки высокопроцентного 96% — 98% поташа с использованием побочных продуктов золы. Как было указано в документах «Выдача этого способа посторонним лицам безусловно воспрещается».

 Ещё до образования общества «ОКАХИЗА» поташ, получаемый по способу, разработанному инженером-химиком Шаповаловым Яковом Власьевичем, получил высокое признание на международном рынке и общество сразу было ориентировано на получение прибыли за счёт значительной экспортной выручки. «ОКАХИЗА» через своих представителей поставляло поташ во Францию, Италию, Швецию, Норвегию, Великобританию, Бельгию и Голландию.

Яков Власьевич Шаповалов, согласно документам, в 1908 году имел также место на новобазарной площади году 6 аршин и уплачивал аренду 65 рублей.

Арам Власьевич Шаповалов входил в правление Майкопского нефтепромышленного и торгового Товарищества «Труд», которое было учреждено в 1910 году. Товарищество «Труд» состояло на 90% из пайщиков армянского происхождения, заседания правления проходила в здании армянской школы.

Много о семье Шаповаловых мы узнаём из дневников Евгения Шварца, который исходя из воспоминаний проживал недалеко от дома химиков:

«Жили Шаповаловы в большом доме, недалеко от нас, в доме Бударного. И Путя казался мне мальчиком необыкновенно богатым и счастливым: у него был собственный ослик, которому Яков Власьевич дал имя Чемберлен. При встрече Яков Власьевич часто звал меня в гости. И вот я в один прекрасный день отправился к Шаповаловым. Подойдя к их дому, я попытался заглянуть через забор. Наконец, после многих прыжков, мне удалось увидеть двор с гигантскими шагами, с беседкой, с бурьяном и зелёными кустами — совсем безлюдный. За оконными занавесками я тоже никого не увидел. Позвонить я не решился и сел на ступеньках крыльца, ожидая, не появится ли живая душа. И вот через некоторое время к дому подъехал на извозчике сам Яков Власьевич. "Что же ты сидишь тут — пойдём!" — сказал он мне. И я вошёл с ним в чистый-чистый, чинный и зажиточный шаповаловский и немецкий мир». 

Из воспоминаний известного писателя можно сделать вывод о том, что семья Шаповаловых жила в достатке, Шварц надолго запомнил дружбу с детьми Шаповаловых:

«Мы поиграли немного с Путей. Из его сокровищ потрясла меня больше всего железная дорога. Паровоз с настоящей топкой, тёмно-зелёный, с красными колёсами, стройный и лёгкий на вид и тяжёлый, как утюг, был не в порядке. Что-то случилось с котлом, и его нельзя было затопить и пустить по рельсам. Но он и без того казался прекрасным, а ещё чудеснее были рельсы. В разобранном виде они наполняли большой картонный ящик. Их можно было прокладывать через весь огромный Шаповаловский двор, а закругления позволяли их поворачивать в требуемом направлении. Затем Путя взнуздал и вывел из конюшни смирного Чемберлена и ушёл на застеклённую террасу заниматься, а я поехал по двору верхом. Я всё ездил и ездил до одурения, всё не мог расстаться с добрым ослом. Но вот у него лопнуло терпение. Он наклонил шею и лягнул обеими ногами. Я мягко съехал на траву, а ослик убежал в конюшню». 
«У нас никогда не было налаженного удобного быта, мама не умела, да, вероятно, и не хотела его наладить. Мебель у нас стояла дешёвая. На стенах висели открытки (помню Руфь с колосьями). Стол в столовой был накрыт клеёнкой. Библиотеки не накопилось, в кабинете стоял книжный шкаф с папиными медицинскими книжками. Туда прибавился со временем энциклопедический словарь издательства "Просвещение" и Гельмольт, "История человечества", в том же издании, приобретённые, кажется, по подписке. У старших, которые попали в Майкоп поневоле, не было, видимо, ощущения, что жизнь уже определилась окончательно. Им всё казалось, что живут они тут пока. Отчасти этим объясняется неустроенность нашего дома. Но кроме того слой интеллигенции, к которому принадлежали мы, считал, как бы зазорным жить удобно». 

Из статей первой городской майкопской газеты известно, что Шаповаловы владели автомобилем, что стало причиной автомобильной катастрофы. Майкопские газеты пестрели статьями о случившемся, так в Майкопской газете мая 1911 года корреспондент «Городской» написал о катастрофе:

«Ещё один дикий произвол интеллигента из местных "англичан"!.. Я. В. Шаповалов, катая на собственном автомобиле знакомых, возвращался в город по шоссе около 5-6 часов вечера со скоростью „50-ти вёрст в час". Напротив мельницы Голева (по ту сторону Белой) автомобиль нагнал возвращавшуюся туда же на дрогах семью А. И. Яновича. Полотно дороги в этом месте, передают не более 2 саж. ширины и свернуть дрогам было некуда, кроме-как, влево, т. е. упасть с высокой кручи прямо в Белую, или же свернуть вправо-в глубокую канаву и подавить пассажиров. 
Кучер решил ускакать от опасного места до более широкого полотна дороги и погнал лошадь... Г. „англичанин", желая показать, вероятно перед прекрасным полом" свою удаль и пренебрежение к протесту со стороны общества и местной печати, который в последнее время настойчиво требует обуздания произвола своенравных автомобилистов, не остановил своего автомобиля, а продолжал катить тою же скоростью, результатом чего оказалось: дроги перевернулись в канаву (это было единственное спасение от более ужасной катастрофы, т. е. иначе все были бы убиты на дрогах, не уцелели бы и находившееся на автомобиле) и помяли седоков; работник отделался лёгкими ушибами и царапинами, старшая дочь г. Яновича - ушибом всего тела, царапинами и лёгким растяжением жил на ноге, за то его сыну (мальчику лет 10-11) горшая доля: он получил рваную рану большого размера (выше колена), тяжёлые ушибы всего тела, царапины и ссадины; он лежит в городской больнице, и лечение его, как передавал врач отцу, затянется на месяц.....
А автомобиль летел со скоростью 50 верст в час и седоки… замирали от восторга....
Но это ещё не все. Сдавши потерпевших отцу, работник возвращался на участок г. Яновича около 9 час. вечера И почти на том-же месте встретил мчавшийся автомобиль настоящего англичанина (говорят Винтера), освящённого всеми своими иллюминаторами. И в результате опять взбесившаяся от страха лошадь, падение в канаву, поломка дрог, изорванная упряжь и серьёзные ушибы работника.
Господа! Что это?! Случайность, неотвратимая случайность или хамство?! Мы видим в этом произволе не джентльменство, а именно высокомерие, чванство грубое презрение со стороны толстосумов, не признающих другими права на уважение к личности и порядочности... А ещё говорят нам о высококультурной корректности наших "гостей". А она, оказывается, такая же, как и у наших интеллигентов, в роде г. Шаповалова. Неутешительно и возмутительно[3]!
Городской.»

Подобные несчастные случае осуждались местными газетами довольно часто.

Братья Шаповаловы пользовались уважением в городе и активно занимались благотворительной деятельностью, в частности ежегодно вносили финансовую помощь в Свято-Осиевское братство, и другие организации пособия бедным.

В марте 1911 года Яков Шаповалов закрытой баллотировкой был избран в члены попечительного совета ремесленного училища.

В мае 1911 года начальник области сообщает майкопскому городскому голове, что попечителем кавказского учебного округа утверждены в должности членов попечительного совета майкопского механико-технического училища Я. В. Шаповалов, Д. С. Иваненко и М. Н. Гурский[4].

Брат Якова Арам Власьевич Шаповалов являлся председателем совета родительского кружка, а также попечителем Майкопского городского 6-ти классного Александровского училища.

Сегодня потомки Шаповаловых проживают на юге России и в Москве, некоторые родственники майкопских промышленников со временем носили фамилию Шаповалян.

Геворг Григорян

1. Шварц, Е. Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с.
2. Андреев А.О. Из истории поташного производства в Кубанской и Кубано-Черноморской областях в 1880-е — 1925-е годы // «Щербиновские чтения. — Краснодар: С. 100.
3. Майкопские новости. — 1911. — 18.05. — Ст. №147.
4. Майкопские новости. — 1911. — 26.05. — Ст. №152.