«Наша Среда online» — В Российском государственном архиве древних актов есть письмо, написанное гандзасарским патриархом Петром русскому царю Алексею Михайловичу.
Представленный документ свидетельствует о том, что в XVII веке:
- В монастыре Гандзасар правил армянский патриарх;
- Авторитет армянского патриарха был высок, о чём свидетельствует то, что армянские купцы обращаются к нему с просьбой о ходатайстве перед русским царём;
- Патриарх называет себя армянским, а не албанским, как утверждает азербайджанская лже-наука;
- Армянский патриарх находился в контакте с Русским государством;
- Русско-персидская торговля развивалась благодаря активности армянских купцов.
Приводим текст документа (Источник: РГАДА, ф. Сношения России с Арменией, 1672 г., д. № 3, лл. 4 об. — 6.):
«1672 г. — Письмо кандзасарского патриарха Петра Алексею Михайловичу с просьбой покровительствовать испаганским* армянским купцам и всему армянскому народу.
Перевод з грамоты армянского письма, что писал к великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю (т.) армянской Петр патриарх с армянином з Григорьем Лусиковым в нынешнем во 181-м году декабря в 2 день.
Христововенчанный царь, благородный, светлейший, сильнейший ко врагом самодержец и благоверный благолюбивый Христос хранитель Алексей Михайлович, Христос всех иже благодатной оподобил тебя на высочайший и богоугодный отечества твоего престол.
Раб божий Петр Католик[ос] армянский молитвами Григория великого великие Армении, патриарх священного места Канцасар идеж святые мощи Иоанна Крестителя и Григория великого десница ч Иосифа Аримафейского и прочих иже зде успших, коих [92] молитвами и всех апостолов помощи Иисуса Христа и посещение святаго духа буди над твоим царствующим градом Москвою и по всем государствам твоим.
Ведомо тебе великому государю чиню, что ты великий государь пожаловал грамотою армянина Григория Лусикова и прочих армян, которую грамоту шах Сулейманово величество выразумев об ней достаточно в любовь принял. И посланного от себя Григорья Лусикова к тебе великому государю послал для договору о котором он будет говорить, обнадеживая, что то ево обьявление вам великому государю будет в любовь, а армянские лутчие люди, которые есть в Испогани тот уговор слушали, и великое приятство то себе ставят. И писали челобитною и отдали ему Григорью.
Еще тебе ж великому государю вестно чиню, что торговые люди живут аки овцы где нет зверей там почасту пребывают безопасно, и против твоей великого государя грамоты их армян шахово величество пожаловал с торговым промыслом в твои великого государя государства ездить велел безопасно и просим и молим у тебя великого государя, чтоб твои великого государя над ними торговыми людьми милость была, чтоб они безопастно ездили в твои государства. Еще молим у господа бога, чтоб государства и хвалу твою умножил и утвердил и покорил всех врагов подножие ног твоих яко Соломон и к нашему народу о заступлении и чтоб мы меж нечестными без исцеления не оставались, да и сносдобит тя господь бог з благочестивым и святым царем Константином и с прочими во царствии небесном царствовати со всем благочестивым родом твоим.
А году и месяца и числа в той грамоте не написано.
Да того ж армянского патриарха с ним же Григорьем прислан лист к посольскому боярину, кому государственные дела належат. И в том листу писано прошв того ж.»
Следует отметить, что в XVII веке Армения была под властью Османской империи и Сефевидского Ирана. В то время Персия и Османская империя окончательно разделили территорию Армении на две части: восточную, которая отошла к Турции, и западную, которая оказалась под контролем Ирана.
В турецкой части Армении страна была разделена на области, которые назывались вилайетами. Вилайетом управлял назначенный султаном паша. В персидской части Армении административной единицей было ханство. Хан обладал административной, финансовой и военной властью и назначался шахом. В восточной части Армении продолжали существовать независимые княжества в Арцахе, Сюнике и Гардмане. Правителей этих княжеств, которые подчинялись Персии, называли меликами. Власть мелика передавалась по наследству, и на своей территории каждый мелик имел административную, судебную и военную власть.
С середины XVII столетия контакты между армянами и русскими стали регулярными и упорядоченными. Многие представители армянского купечества и деловых кругов, а также деятели культуры стали приезжать в российские города на длительное время или насовсем. Армянская светская и духовная элита сделала выбор в пользу России, что было обусловлено географическим положением страны, а также политическими и стратегическими интересами на Ближнем и Среднем Востоке.
*Испагань (также встречается название Исфахан) — город в Иране, столица провинции Исфахан.