ГЕНОЦИД АРМЯН
«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.
Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.
Большой души человек
Петрос СААКЯН,
пенсионер, бывший партработник, 87 лет
Мне уже 87 лет. Как говорится одна нога здесь, а вторая уже готова к переходу… О Геноциде говорить я не хочу, рассказчиков и без меня хватит. Да и о чём говорить? И так всё давно известно и понятно. И даже то, что турки упираются и не берут вину на себя, тоже понятно. Кому же хочется полстраны отдавать, да ещё и извиняться после такого столетнего «упёрства»? Вы это слово не меняйте, оно ёмкое, хоть и мною придумано, а может, и не придумано, взято где-то… Да ладно. Я вот о чём хочу рассказать.
Мой отец родом из Вана. Когда русские пришли армянам на помощь и не дали туркам уничтожить население Вана, многие армяне просто боготворили русских солдат. Отец рассказывал, что они, молодые парни, все дни напролёт старались быть возле русских – чистили и поили лошадей, винтовки разбирали, за ранеными смотрели, пока тех не эвакуировали. Ну, и подружился мой отец с одним солдатом, Дмитрием Ростовцевым из Петрограда. Они так подружились, что Дмитрий приходил в семью моего отца обедать. Вскоре пришёл приказ отступать и оставить город. Русские солдаты как могли сдерживали натиск врага, чтобы армяне смогли покинуть город. Отец хотел уйти воевать, но он был ещё мал, всего четырнадцать лет, и русские командиры не взяли его. Дмитрию, по словам отца, было около двадцати – двадцати двух. Он пообещал, что после войны обязательно приедет в Гюмри (Ленинакан), куда направлялись мои предки, и найдёт Степана, то есть моего отца.
Мои предки пережили все ужасы того времени. Когда бабушка рассказывала о бедствиях, я уходил, прятался и давал волю слезам. Все, что было под рукой, ломал и разбивал – это были и злость, и безысходность униженного положения. Отец прожил всего 60 лет. Перед смертью он попросил меня поискать Дмитрия. Понимая, что это невозможно, я всё же дал слово. В 1965 году я состряпал себе командировку на семь дней в Ленинград. Сразу пошёл в Центральный архив города, объяснил ситуацию. Там развели руками, но рискнули мне помочь. Искали долго, а потом дали адрес и записку в другой архив, а оттуда – ещё в один, где мне всё же сделали выписку из толстой папки, что уроженец Петербурга Ростовцев Дмитрий 1892 года рождения погиб в 1917 году. В той выписке были и номер части, в которой воевал Дмитрий, и название места, где он погиб. Но вот выписка та вместе с нашими документами осталась под завалами города Ленинакана. Мы ведь в Россию после землетрясения попали, в 1988 году.
Почему я стал рассказывать об этом? По ходу поиска в архивах я наткнулся на данные добровольных и благотворительных союзов, групп и просто жителей Петербурга, которые спешили помочь армянским беженцам в 1915 году. Одна запись привлекла моё внимание тем, что там была фамилия Ростовцев. Я тогда подумал, что речь о Дмитрии, но, как оказалось, этот Ростовцев был профессором. Недавно мой внук в Интернете нашёл обращение этого профессора к жителям Петрограда. Напечатайте, пожалуйста, это обращение в книге. Пусть все знают об этом хорошем человеке. Какие он слова нашёл для нашего народа, какой большой души человек был!
Вот эта цитата.
В Петрограде 7 марта 1915 года к согражданам обратился видный общественный деятель профессор М.И. Ростовцев:
«Прекрасная, покоряющая величием красот своих страна. Древний, культурный, жизнестойкий, многострадальный народ, расколотый Турцией и Россией, как в недалеком историческом прошлом Грецией и Персией, Римом и Сасанидами, Византией и тою же Персией… Народ разумный, льнущий к европейской культуре, христианству, вере, свободе. Народ, который сумел в испытаниях судьбы создать и сохранить собственную культуру, свою словесность, изобразительное искусство. Вчитайтесь в древние рукописи армян, припадите к истокам их церковного зодчества и шедеврам архитектуры, вспомните о развалинах армянской столицы Ани, жемчужины Кавказа… Представьте себе, что творцы и охранители всего этого великолепия тысячными толпами – в который уже раз за века бесконечных мучений своих! – все потеряв: кормильцев, имущество и даже малых детей, претерпев нечеловеческие муки и утратив надежду встретить день грядущий, пришли к нам…
И как нам, сердобольной великой России, не приветить их?!»