c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Мозаика Еревана. Первый — Ван, последний — Ереван

Ноя 5, 2013

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Начинаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

ПЕРВЫЙ — ВАН, ПОСЛЕДНИЙ — ЕРЕВАН

Познать историю родной страны — значит познать самого себя. Без исторической памяти невозможно существование народа. Наша столица имеет тысячелетнюю историю, которую должны знать не только ереванцы, но и все армяне, поскольку история Еревана — часть всей истории Армении.

Мы начинаем рассказ о нашей древней столице — городе Ереване, о его происхождении, древних памятниках, истории улиц, церквей, народных ремеслах, праздниках, архитектуре и культуре, его великих деятелях.

Один из чужестранцев-путешественников, который хорошо знал историю Армении, назвал ее «страной блуждающих столиц». В этих словах большой смысл. За долгую историческую жизнь, трудную жизнь, страна Армянская знала много столиц. Это может показаться странным многим древним и новым странам. Но было это не от счастливой и спокойной жизни. Страна шла трудными дорогами борьбы и противостояния, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня. Она видела войны, нашествия, кровь, резню, беженство. На многострадальной армянской земле создавались и гибли царства и княжества, а вместе с ними и столицы.

Если не считать временные престольные города и столицы мелких феодальных царств и княжеств (а их тоже было много), Армения знала двенадцать столиц. Первая — Ван (Тушпа), столица Араратского (Урартского) царства, потом Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат, Двин, Багаран, Еразгаворс, Карс, Ани и, наконец, Ереван.

Рождение Еревана как места жительства и название, подобно другим старым и новым известным городам, связано с древней легендой. И если Рим основали братья Ромул и Рем, и город назван их именами, наименование Афин связывают с греческой богиней Афиной-Палладой, то название Еревана традиционно связано с всемирным потопом и Ноевым ковчегом. Согласно легенде, когда после потопа Ноев ковчег опустился на вершину Арарата, Ной вышел из ковчега с тремя сыновьями, невестками и внуками и огляделся по сторонам. Вода отошла, и он увидел что-то темнеющее вдали. Ной обрадовался, простер руку в ту сторону и воскликнул: «Еревац, еревац»… («Появилась, появилась…») Он имел в виду землю. Рассказывают, что именно впоследствии, на этой возвышенности, увиденной Ноем, построили город и назвали его Ереваном.

Так свидетельствует легенда, а история связывает название города Еревана с крепостью Эребуни (Еревуни), построенной царем Аргишти I.

Истории известно и другое: еще задолго до создания города-крепости Эребуни при первобытном строе на территории сегодняшнего Еревана было много поселений. В Шенгавите найдены образцы древней культуры, предметы домашней утвари, украшения, очаг для священного огня и др. На территории собственно Еревана во время строительных работ были обнаружены следы поселений каменного, бронзового и железного веков, могилы. Ерванд Шахазиз в книге «Старый Ереван» свидетельствует, что во время того, как рыли фундамент нового дома на одной улице Еревана, обнаружили много следов первичных захоронений. Такие же следы найдены во время строительства Оперы. Ученые доказали, что эти поселения, так же, как и Шенгавит, существовали за шесть тысяч лет до нас. «Ереван, — пишет Шахазиз, — весь сама древность, и весь расположен на древней культуре».

Неизвестно, сколько просуществовали эти поселения, как назывались. Первое письменное упоминание о Ереване содержится в той клинописной надписи, которую оставил царь Аргишти I в 758г. до н.э. в связи с постройкой города-крепости Эребуни, которую открыл нам замечательный ереванец, доктор архитектуры Константин Левонович Оганесян.

Это первое свидетельство о рождении нашей столицы: на высоком холме построили крепость, там были дворцы, храмы, сильная и неприступная крепостная стена. Внизу, по четыре стороны холма, раскинулся город. Стены домов были сложены из нетесаных камней, крыши — земляные, такие же, как в домах Еревана начала XX века, отдельные дворики. За городом простирались поля.

В период Араратского царства на территории Еревана был известен другой город-крепость — Тейшебаини на холме Кармир Блур, построенный позднее. Во время раскопок здесь был найден бронзовый засов с надписью: «Крепость Тейшебаини Русы сына Аргишти». Тейшебаини — бог войны и урагана. Тейшебаини — город бога Тейшеби.

На холме Кармир Блур обнаружены многочисленные предметы: щиты, топоры, сабли, огромные кувшины, остатки пшеницы и ячменя. Вокруг цитадели на равнине разросся город. До сих пор видны остатки фундаментов домов, улицы. Но и этот город-крепость просуществовал недолго, и был сожжен во время походов скифов. Они окружили цитадель летней ночью, и потом сожгли город. Свидетельство этого — красные от пожара стены на развалинах.

Другим известным поселением на территории Еревана был Цицернакаберд, где до сих пор почему-то не производят археологических раскопок. Но и здесь, во время строительства Спортивно-концертного комплекса, найдены следы древних жилищ. Путешественник Шарден свидетельствует: до разрушительного землетрясения 1679 года на Цицернакаберде была высокая башня, построенная в стиле армянской архитектуры, на стенах ее имелись наскальные надписи. В средние века здесь была крепость-твердыня. Но неизвестно, кто построил ее, сколько времени она существовала. Об этой древней крепости Еревана сохранилась легенда, которую записал врач Левон Тигранян (журнал «Лума» 1906г.).

Согласно этой легенде, на высоком холме, над берегом Раздана, существовала крепость, названная в честь языческой богини Астхик — Астхикаберд. На высокой крепостной башне вили гнезда многочисленные ласточки — гонцы языческой богини. В дальнейшем имя ее забылось, а крепость стала называться Ласточкиной (Цицернакаберд).

Все это свидетельствует о том, что теперешняя территория Еревана, еще до Эребуни, которое дало городу имя, и позднее, на протяжении веков была населена. Удивительно, что примерно тысячелетие, начиная с IV века до Р.Х. до VII века после Р.Х., название Еревана нигде не упоминается. Но это не значит, что здесь никто не жил. Было все: и население, и культура. Однако на жестоких перепутьях истории многое пропало, исчезло, забылось.

В средние века название Еревана впервые упоминается в истории в связи с созывом Вселенского собора католикосом Абраамом. В списке участников упоминается Давид Ерец из Еревана. Название города Еревана мы находим в истории Себеоса, когда описывается битва близ города во время арабских нашествий.

Начиная со средних веков, Ереван становится одним из известных городов Араратской равнины. А после 1828 года он -центр Армянской губернии России, с 1840-1849гг. — Ереванского уезда. И, наконец, с 1918 года, когда была создана первая Армянская республика — Ереван стал ее столицей.

Эдуард Авакян

Продолжение