«Наша Среда online» — Общеизвестный факт, что армянские архитекторы первой половины 20-го века до того, как начали работать в Армении, ярко проявили себя вне пределов исторической родины. Александр Таманян и Николай Буниатян в России, Давид Числиев, Фрейдун Агалян, — в Баку и Тбилиси, развитых промышленных городах Закавказья. Один из них – Николай Баев.
Николай Баев (Никогайос Геворкович Баев) родился в Астрахани 12 сентября 1875 года в семье армянского купца Геворга Акима Баева. Среди родственников семьи была знаменитая певица Мариинского театра Надежда Папаян. Никогайос учился в местной гимназии, с юных лет питал любовь к искусствам. В 1896 году, окончив гимназию, переехал в Петербург и поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров, который окончил в 1901 году.
В качестве места назначения он выбрал Баку, который был популярен среди многих выпускников. В 1911 году был назначен главным инженером Бакинской городской управы, прослужив на этой должности до 1918 года, а в 1925 году стал главным инженером Бакстроя Наркомпроса АзССР. Он также преподавал в Строительной технической школе.
В тот период в Баку было много крупных промышленников и бизнесменов-армян. Одними из них были миллионеры Лазарь Маилов и его сыновья Даниел и Илья. Николай Баев уже был известным архитектором, автором заметных строений, когда старший сын Маиловых Даниел поручил ему запроектировать и построить здание Оперного театра. Срок был жесткий – не более одного года, поскольку он обещал это известной певице, гастролировавшей в Баку и посетовавшей на отсутствие достойной сценической площадки.
Здание в вычурном стиле “ренессанс” (как определил его сам архитектор) было построено за девять месяцев. Большой оперный театр братьев Маиловых стал одной из достопримечательностей столицы.
Газета «Бакинец» писала: «Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева. Этот оперный театр для Баку — бесценный подарок».
Другим выдающимся творением Баева в Баку стало здание Сабунчинского вокзала. В отличие от Оперного театра, оно запроектировано в традициях мусульманской архитектуры.
В 1927 году Николай Баев был приглашен в Ереван. Первыми работами зодчего стали проекты жилых домов в центре столицы. В начале 30-х он работал над проектами клуба “Большевик”, Летнего театра в бывшем парке 26-м парке комиссаров, здания суда, ныне – Минюст РА. В комплекс клуба с залом на 800 мест, предусматривалось строительство и жилого здания. Но построено было только здание клуба, который потом стал потом Дворцом пионеров, а ныне является Театром юного зрителя. Одно из самых известных его зданий в Ереване — Центральный Банк РА на улице Налбандяна, построенный в 1933 году. Летний театр в 1937 году стал театром им. Г. Сундукяна, который был в середине 60-х годов снесен, и на его месте построили современное здание.
Баев был и одним из авторов (вместе с Александром Таманяном) снесенного в 2016 году здания Первой типографии Еревана.
Его считают приверженцем популярного в тот период стиля “модерн”. Но если в архитектуре “бакинского периода” налицо эклектичность в щедром использовании национальных и классических декоративных элементов, в архитектуре ереванских зданий Баев декор использует дозированно, отдавая предпочтение строгим формам.
О своем творчестве Николай Баев говорил так: “В моих работах я не игнорирую традиционную архитектуру. Но уверен, что необходимо переосмысливать старые традиции, рассматривая их в свете достижений новых технологий, их влияние на форму и содержание”. В 1929 году его разработки были отмечены на Всесоюзном конкурсе по типам жилых домов под названием “Стандарт-2”.
В 30-40-х годах он разрабатывал идеи использования в строительстве клееных деревянных конструкций, а также домов, построенных из искусственных материалов. Он утверждал, что независимо от того, насколько бесконечны каменные залежи, этот ресурс надо использоваться бережно. Ведь есть миллионы кубических метров бесполезных осколков, которые также имеют ценность. Просто из них надо формировать искусственные каменные блоки.
В конце 30-х годов некоторое время он проработал в Киеве, где сумел осуществить несколько своих инновационных идей.
В 1942 году зодчий стал членом Союза архитекторов. В 1945 году был награждён почётной грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР. Николай Баев ушел из жизни в конце 40-х годов, источники указывают разные даты.
Пытаясь затушевать выдающуюся роль армянских архитекторов в формировании облика Баку, азербайджанские издания часто называют Николая Баева русским архитектором, а “ереванский период” заменяют информацией о том, что в это время он работал главным архитектором “Азсельстроя”.