c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

Основные проблемы взаимосвязи национальных экономик в процессе интеграции экономики СНГ

Ноя 6, 2016

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

 

Время разбрасывать и время
собирать камни…

         akopyan_arshak«Наша среда online» — После распада СССР в системе взаимоотношений Союзных Республик на этапе 1991 – 2000 гг. произошли преобразования, результатами которых стали не только серьёзные осложнения жизни и обнищание народов, населяющих страны СНГ, но и явления, которые оказали влияние на развитие практически всех стран мира в постсоветский период.

Оценивать масштаб наступивших осложнений в 90-е или оценивать совокупную непродуктивность принятых решений, повлекших за собой распад СССР, представляется весьма сложным процессом, по причине того, что слагаемые весьма субъективны, с точки зрения конкретной исторической науки, а также сложно сопоставимы с экономическими показателями деятельности стран СНГ.

Если задаться целью, сопоставить «как было — как стало» с точки зрения анализа, основанного на традиционных измерениях национального продукта (далее НП) и его компонентах – природных ресурсах, трудовых ресурсах, населении, дохода ВВП на душу населения, то станет весьма очевидным, что граждане одной и той же страны единовременно и надолго потеряли ощутимую долю НП страны, в которой они проживали до и продолжают жить после подписания «деклараций о суверенитетах». Но можно ли констатировать, что данные негативные экономические последствия имели место только лишь на геополитическом пространстве бывшего СССР?

Выбирая приоритетное направление из весьма многопланового комплекса проблем, следует исходить из ценностной значимости анализируемых процессов. Большое внимание этим вопросам уделял А. Маршал. Он утверждал, что «экономические факторы переплетены с другими факторами столь многообразными способами, что строгие научные рассуждения редко позволяют продвинуться в направлении требующихся выводов». ¹

_____________________________________

¹ Маршал А. Принципы политической экономии: В 3 т.Т. III. М., 1983. С 221-222

_____________________________________

Если попытаться отразить системой вопросов и высказываний проблематику современных мировых процессов с точки зрения результатов «глобализации», то напрашивается тезис о наличии фундаментальной проблемы в части теоретического и практического  решения задачи по выходу из существующего кризисного состояния экономик, политик практически всех государств мира. Данная проблема мирового экономического и, безусловно, политического кризиса, основы которого были заложены именно в период распада СССР, не получила решения, или во всяком случае существующие варианты решения не полны и слабо аргументированы.

Актуальность решения данной проблемы не требует детализированной аргументации хотя бы потому, что период реализации фактических решений по данной проблеме датируется с 1991 года, с момента распада СССР и продолжается, по сей день.

Субъект международного права – СССР, с социалистической системой экономики, и ряд социалистических государств (здесь не преследуется цель выявления недостатков или преимуществ видов собственности на средства производства) были тем сдерживающим фактором, тем непреодолимым барьером (в бытность существующей в тот период системы противовесов), который не позволял явлению под названием «глобализация» реализоваться на практике или иметь своё распространение на глобальном пространстве. Данное явление имело распространение на территории страны происхождения (США), и далее на территориях, постепенно интегрированных в экономическое пространство США и других ведущих капиталистических экономик.

Уточнение целей и задач в сверхсрочной перспективе в разрезе современных мировых процессов для России  и стран СНГ, не только в экономике, но и не в последнюю очередь в политике является приоритетной задачей. С целью скорейшего создания непреодолимых барьеров для проникновения в геополитическое пространство России явлений, природа происхождения которых понятна, географически отдалена, а последствия неприемлемы с точки зрения общенациональных интересов, необходимо в первую очередь уточнение политической доктрины.

Пространство СНГ – это, исторически, зона стратегических интересов России. В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества.

В части реализации интеграционных процессов в практическом аспекте следует отметить возрастающую и существенную проблематику последних лет – не эффективное или недостаточно эффективное взаимодействие хозяйственных структур Республики Армения с другими сферами – социальной, религиозной, демографической, (кроме военной). Т.е. приходиться констатировать слабый или недостаточный темп роста кооперации  со смежными областями жизнедеятельности РА в направлении интеграции.

Следует предостеречь от ошибочного мнения, будто процессы интеграции экономик приведут к сужению роли государства и проводимой ею политики. Скорее наоборот. Мировые процессы новейшего периода, и, прежде всего коррекция внешних курсов стран НАТО требуют формирования более чётких подходов к определению роли интеграции. Очевидно, что последствия распада СССР и в первую очередь экономические последствия в  союзных республиках активно использовались мировым рынком против интеграции в Содружестве. Республика Армения изначально попала в глубокую зависимость от мирового рынка и могли поставлять туда только продукцию национальных добывающей отрасли. Для Армении – это незначительный процент в НП. Это стало объективной экономической основой для образования в Содружестве дезинтеграционных механизмов отраслевого типа.

Следовательно, необходимы решения, позволяющие экономике РА максимально интегрироваться с экономикой Содружества, и в первую очередь с экономикой РФ. Для это есть все возможности, однако, значительным барьером является проблематика «национальных элит».

Делая шаг от научной плоскости в сторону публицистики, хотелось бы вкратце прокомментировать проблематику так называемых «национальных элит». Проблема заключается в том, что элитами стали называть не передовых представителей науки, искусства и культуры, не учителей и героев труда, а «вице президентов по развесному черносливу, коммерчески успешных реализаторов бахчевых культур» и иже с ними.

Эта, в большинстве случаев,  деструктивная прослойка является наиболее значимым фактором в центростремительном движении.

Данная проблематика, во многом, надуманная, следовательно решение данной проблемы возможна путём коррекции небольшого числа нормативно – правовых документов в регулировании Госуправления и в регулирующих межправительственных соглашениях.

Проще говоря, следует создать условия, на основе которых деструктивным силам станет невозможно влиять на интеграционные процессы в экономике, и следовательно, в политике.

Причинно – следственные отношения очевидны: чем централизованное экономические процессы, тем более независимыми от «решал» они становятся.

Рассчитывать на то, что деструктивные силы сделают прогрессивные выводы не приходится. Решение такой проблемы требует кропотливой работы.

Но, обязан также отметить, что без вменяемых высоко профессиональных людей на передней линии — не следует ждать быстрых и предметных результатов.

В Правительстве должны быть успешные люди, экономически независимые, политически не ангажированные, глубоко идейные и преданные своему народу!!!

И если есть, что терять, значит и есть, что спасать…

Армения должна и будет процветающей!!!

 

АРШАК АКОПЯН