c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Июн 24th, 2025

Одна из красавиц армянского кино

Июн 23, 2025

«Наша Среда online» —   Если поместить  в кроссворде  вопрос: „талантливая армянская актриса 30-40-х годов”, ответ угадают разве что люди старшего поколения: Махмурян. А ведь красавица Татьяна Махмурян (она в разных источниках упоминается и как Махмурова, и под другими именами) была одной из любимых актрис режиссёра Амо Бек-Назарова, снималась в его фильмах. В этом году исполнилось 115 лет со дня её рождения.

       Такуи Левоновна Махмурян  родилась 22 января 1910 года  в Сухуми. В 1917 году закончила школу в Тбилиси, затем в Баку училась на курсах подготовки рационализаторов, работала секретаршей. В этот период Амо Бек-Назаров снимал там  совместно с киностудией „Азеркино” фильм „Дом на вулкане”о нефтяниках в дореволюционном Баку. На красивую  девушку обратил внимание помощник режиссёра, и её пригласили на пробы.

       „Мне было 17 лет, я только что окончила школу и дальнейший путь моей жизни ещё не определился, — вспоминала Татьяна. – Когда я попала на студию меня захватила вся обстановка. Пробы получились хорошие и начались съёмки. Помню, по ходу действия  мне надо было у плиты что-то жарить для мужа, роль которого играл Грачья Нерсесян. От волнения я очень неловко держала сковороду и Амо Иванович кричал: „Неужели вы никогда не жарили яичницу?” А собственно так и было”.

       Во время съёмки очередного эпизода случилось происшествие, которое чуть не поставило крест на её дальнейшей кинокарьере — на голове Татьяны загорелись волосы. Пришлось срочно спасать актрису и как-то восстанавливать её причёску для дальнейшей работы.

       В 1929 году её пригласили в Тбилиси для участия в социальной драме режиссёра Гарсевана Гомартели „Встреча”. А в 1931 году  Иван Перестиани снял её в главной роли в фильме  „Свет и тени”, истории о молодой сельской учительнице, против которой ополчились кулаки.

       В 1934 году она уже числилась в штате киностудии „Арменкино”  и снималась в фильме  режиссёра  Амаси Мартиросяна „Гикор”, когда Бек-Назаров позвал её в фильм „Пепо”. Период съемок „Пепо” Татьяна Махмурян вспоминала как о сплошном празднике. „Исключительная спаянность всего коллектива, увлечённость работой. Походы в захолустные места старого Тбилиси, наблюдения – все это возглавлял Амо Иванович, сам работавший с большой увлечённостью. Большую роль в этих походах играл Давид Малян,  хорошо знавший Тбилиси, а его обаяние создавало необходимый контакт с людьми. Он очень сблизился с рыбаками, приглашёнными для съёмок сцены на плоту, который они же вели по бурной Куре и вместе с Давидом Маляном – Какули, веселились под звуки наших дудукистов”.

       Бек-Назаров также  с восторгом  описывал атмосферу, в которой снимался „Пепо”: „Когда наша Кекел плавала как лебедь в лезгинке (правда , по очень не гладкой земле – но старалась) взрывы восторга лились со всех сторон, „Та’щи!” – хлопали в такт абсолютно все. И здесь всему веселью задавал тон наш весёлый Какули – Малян…

       …Из всех окон домиков,прилипших к горе над рекой с их ажурных балконов, сотни людей смотрели на наше пиршество и принимали в нем живое участие, включаясь в наше веселье. Они выражали свой восторг и восхищение и хлопками в ладоши, и поощрительными возгласами, и даже подпевали”.

        Для съёмок фильма Бек-Назаров пригласил из Москвы оператора Дмитрия Моисеевича Фельдмана. Он  был востребованным специалистом, хотя не заканчивал ВГИК-а, не имел специального образования, но был выдающимся практиком.  В тот период  с большим успехом на киноэкранах страны демонстрировался фильм Григория Рошаля „Петербургская ночь” оператором которого был Фельдман.

        В процессе  работы съёмочная группа обратила внимание на некоторое обстоятельство. Когда снималась сцена „Кекел со свечами” Фельдман нервничал, переставлял софиты, был растерянным. Он обычно был собранным и знал что и как. Потом сказал: „Ладно, снимаем”. Татьяна Гарина из группы вспоминала: „Съёмка закончилась. Я подошла к Моисеичу, удивлённая происшедшим. Такого у него до этого не бывало, спросила: „Что случилось?” Он, какой-то притихший, задумчиво стоял у стола. Не сразу ответил. Потом проговорил тихо, может даже мечтательно: „Боялся перемахнуть и сделать вместо скромненькой Кекел Мадонну”. Я стояла молча, глядя ему в лицо. Он не сказал больше ничего. Но глаза бывают красноречивее”. Вскоре все узнали, что Дмитрий и Татьяна стали мужем и женой.

       В 1936 году супруги уехали в Москву для повышения квалификации в артистической студии при киностудии „Мосфильм”. В 1940 году в связи с работой Фелдмана они уезжают в Баку.       

       Роль Кекел стала звездным часом для Татьяны Махмурян. Но после этого она перестала сниматься. Правда, в  1943 году уже в Ереване Бек-Назаров уговорил её  сняться в небольшой роли Гаяне в новом фильме „Давид- Бек”. Но на этот раз она выступила здесь и в роли ассистента режиссёра.

       Через некоторое время она ушла из кино и поступила на работу в Государственную картинную галерею в качестве старшего научного сотрудника и проработала там  многие годы. Татьяна Львовна Была экскурсоводом, содействовала  изданию  первого  фундаментального каталога галереи.   

       В 1966 году она перешла в Доме художников Армении на должность искусствоведа, директора передвижных выставок. Организовывала выставки не только в Армении, но по Союзу и за рубежом. В 1972 году представляла в Болгарии армянскую экспозицию на выставке произведений художников республик Закавказья.  В январе 1977 года Татьяна Махмурян  повезла в Монголию 67 картин и открыла выставку „Современная живопись Армении”. В один из дней выступила с лекцией, был покaзан и фильм об Армении. При её участии издавались каталоги и буклеты по искусству.

       Как об актрисе о ней вспомнили десятилетия спустя. В 1982 году  режиссёры Сурен Бабаян и Микаэл Довлатян сняли фильм „Крик павлина” по рассказу Леонида Жуховистского „Летайте самолётами”. Это психологическая драма о враче, который пытается спасти от неизлечимой болезни молодую девушку.  В фильме небольшую роль бабушки исполнила и Татьяна Махмурова (так в титрах). „Она очень подходила по типажу, который мы искали, — вспоминает Микаэл. Красивая, интеллигентная, женщина. Сыграть согласилась неохотно, приходила на съемку, её гримировали. Отыгрывала и уходила”.

       Последней её ролью в кино стал образ женщины трудной судьбы Тагуи Паруйровны в семейной драме Эдмонда Кеосаяна 1988 года „Вознесение”. Её героиня в финале умирает. Перед смертью она говорит сыновьям: „Я прожила долгую, очень долгую жизнь. Когда меня не станет, ведите себя достойно, как настоящие мужчины. Жёнам вашим скажите, чтобы в голос не плакали”…

       Татьяна Махмурян  прожила долгую и достойную жизнь. Её не стало 10 июля 1989 года…

       В 2010 году кинообщественность отметила 100-летие со дня рождения актрисы. По этому случаю в  Доме кино состоялся вечер памяти. К юбилею матери её дочь Елизавета Фелдман издала книгу о своих родителях.

       И нелишне напомнить, что в этом году есть ещё одна юбилейная дата – девяностолетие со дня создания  этапного для армянского кинематографа фильма „Пепо”.

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ

„ЭФИР” № 25 от 12 июня 2025 г.