«Наша Среда online» — В ноябре 1967 году на экраны страны вышел один из этапных фильмов армянского кинематографа — “Треугольник” режиссёра Генриха Маляна. Он был поставлен по одноимённой повести Агаси Айвазяна.
Простая в общем-то история о судьбах простых людей. Пять кузнецов, Уста Мукуч, Васо, Мко, Варпет Мкртыч, Гаспар — пять судеб, у каждого своя.. И общее дело… И ещё тринадцатилетний мальчик Овик, сын Уста Мукуча, от имени которого ведётся повествование.
Агаси Айвазян писал свою повесть в Тбилиси. По приезде в Ереван, предложил её Генриху Маляну, мол, почти готовый сценарий. Писатель знал тему не понаслышке. Ведь прадед, отец Агаси, как и его дяди, были кузнецами.
Генрих не очень охотно отреагировал: “Нелегко… непривычный материал… кузнецы… кузница, действия мало… Представлять сейчас смысла нет… Если где-то опубликуют, тогда возможностей будет больше”.
Агаси отнёс рукопись в журнал “Советакан граканутюн” (Советская литература”). Когда же повесть опубликовали его вызвали на студию. Заключили договор на написание сценария, поселили в гостинице “Интурист”, дали срок – шесть месяцев. Он написал его за шесть дней. “Мог бы и за три дня написать, если бы работал не по два часа в день, а по четыре”, — пишет он в своих воспоминаниях. На студии его оперативность восприняли без энтузиазма. Предстояла долгая волокита по согласованию сценария в Ереване и в Москве.
Сюжет ломал принятые стандарты и типы “героев нашего времени”. По свидетельству писателя “на 60 сценарных страниц пришлось 600 замечаний в Ереване и столько же в Москве”. Текст разбирали чуть ли не по буквам: “мало оптимизма, кузница тёмная, не отражен героизм социалистического труда, отсутствует патриотический вклад рабочего класса в дело построения коммунизма, проигнорирована воспитательная роль партии” и так далее… Особое возражение вызвала история с арестом одного из кузнецов, Варпета Мкртыча. Упоминать лишний раз о репрессиях 1937 года редакторы не желали и эпизод вырезали. Зато для увеличения “оптимизма” добавили первомайскую демонстрацию.
Но вот сценарий, наконец, утверждён и передан в руки режиссёру…
У Генриха Маляна было театральное образование. Он закончил Ереванский театральный институт и Высшие режиссёрские курсы при ГИТИС-е в Москве.
Первый же снятый в 1960 году совместно с Генрихом Маркаряном фильм “Парни музкоманды” имел большой успех у зрителей. “Треугольник” стал четвёртым по счёту, но он стал тем фильмом, который стал камертоном дальнейшего творчества режиссёра.
На роль уста Мукуча Агаси Айвазян хотел найти актёра, похожего на своего отца. “Он должен был быть высоким, крепким, светловолосым, голубоглазым… Грачья Нерсесян идеально подходил, но увы, его уже не было”,- сетовал он. На эту роль пробовали разных, в конце концов остановились на Армене Джигарханяне.
“Производственная специфика картины требовала от исполнителей главных ролей некоторых простейших навыков кузнечной профессии, но Джигарханян — ввиду занятости в другой картине — не успел их приобрести, — рассказывал Генрих Малян. — Однако он настолько естественно вошёл в кузницу и столь точно перевоплотился в роль, что его движения уже не вызывали сомнений в подлинности”.
Для фильма нужна была песня. Агаси хотел, чтобы это была не расхожая, а очень армянская и с “заветными словами”. Писатель Мушег Галшоян предложил ему песню, которая в то время считалась неофициально запрещённой – “Зартнир, Лао”. Мушег напел её, потом записал на клочке бумаги слова и отдал Агаси. Оба были безмерно рады, что песня обретёт вторую жизнь.
Случались и на съёмках проблемы. “Так в кино не принято делать”, — ворчал монтажёр. “Не было принято – примут”, — отвечал Агаси. “Кто видел, чтобы так…” “Не видел – увидит”, — отрезал он.
Наконец, фильм был принят. На закрытом просмотре присутствовал почти весь состав руководства республики.
Фильм стал судьбоносным не только для сценариста и режиссёра, но и для актёров, сыгравших в нём.
Сос Саркисян вспоминал: “Доверие друг к другу было, пожалуй, главной особенностью нашей работы над фильмом “Треугольник”, ставшего мне очень дорогим… Я доволен этой моей ролью. И вдруг поймал себя на мысли: я не жалею, что связал свою судьбу с кино. Исчезло разочарование, кино мне стали нравится, я понял, что оно не так уж плохо, как когда-то казалось. Главное – оно перестало меня раздражать. Так я остался в кино навсегда. А ведь могло повернуться и иначе, не будь “Треугольника” и моего Мкртыча”.
Армен Джигарханян не раз говорил, что его любимая роль – кузнец Уста Мукуч: “…я сыграл в этом фильме, по-моему, свою лучшую роль. Я создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Уста Мукуча. В этой роли я впервые нашёл всю глубину, человечность характера, нашёл сам себя”.
Роль Гаспара исполнил Фрунзе Мкртчян. “Эта роль остаётся для меня одной из самых дорогих, — говорил он. — Это стало как бы моим утверждением в кино, признанием моих кинематографических способностей. С тех пор я снимался во всех фильмах Генриха Маляна”.
На роль Мко, самого сильного из кузнецов, сначала пробовали олимпийского чемпиона гимнаста Альберта Азаряна. Но он, как с юмором замечает Агаси Айвазян, “оказался из другого кино”. Тогда пригласили подходящего по фактуре и “человека из кино” тбилисского кинорежиссёра Павла Арсенова.
Кинокритик Лев Аннинский восхищался: “Это фильм армянский, очень армянский… Он пронизан ощущением: ”здесь и сейчас” и не претендует ни на что другое. Наконец, он построен как легенда… как быль… как та самая история, которая от поколения к поколению теряет жёсткость фактичности и обретает живучесть предания”.
В аналитических статьях часто сравнивают творческие методы Фрунзе Довлатяна и Генриха Маляна. Два выдающихся мастера армянского кино второй половины 20-го века разрабатывали по сути одну и ту же тему армянства. Но если Довлатян шел “от национального — к общечеловеческому”, Малян выбрал иной путь – “от общечеловеческого – к национальному”. И этот диалог продолжался на протяжении последующих лет. Для Маляна мир заключён в таких вот “треугольниках”, которые формируют (а в данном случае — куют) личность. И Овик, вступая во взрослую жизнь, возьмёт с собой всё хорошее, что дал ему каждый из кузнецов.
В 1968 году на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде фильм “Треугольник” был удостоен второй премии.
В том же году на Ереванском кинофестивале фильмов республик Закавказья и Украины “Прометей” его отметили Главным призом.
В 1975 году творческий коллектив фильма был удостоен Государственной премии Армянской ССР.
В 2015 году в Ереване проходил VII Международный кинофестиваль “Золотой абрикос”. В программе фестиваля была ретроспектива фильмов Генриха Маляна. Тогда же перед кинотеатром «Москва» по случаю 85-летия режиссёра была установлена его именная звезда.
В сентябре 2011 года в Ульяновске стартовали мероприятия Межгосударственной программы “Культурные столицы Содружества”. В культурную составляющую программы входили фольклорные, театральные, музыкальные жанры. В 2021 году в рамках ретроспективного показа лучших кинофильмов стран СНГ Армения представила фильм “Треугольник”.