c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 30th, 2024

Обладатель неуёмного внутреннего драйва

Июн 18, 2020

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online»  Фотографа Елену Кондратьеву в Петербурге хорошо знают, впрочем, не только в Петербурге, но и за его пределами. Ведь она участница многих фотовыставок не только в родном городе, но и в Москве, Зеленогорске, Великом Новгороде, Тбилиси и Ереване. Обладая подвижным характером и обостренным чутьем ко всему прекрасному, она фигурирует на многочисленных выставках, не переставая удивлять зрителей завораживающими фотоработами. Ее работы неоднократно выбирались для афиш коллективных выставок. Елена Кондратьева (aka Modelena) является членом Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников России (IFA). Но первоначально у нее была другая профессия — она была физиком…

— Вы родились в Петербурге?

— Я родилась в Ленинграде. Живу в Петербурге.

— Каким образом ваш первоначальный выбор пал на Политехнический институт?

— Просто, политехнический институт оказался совсем под боком, рядом с нашим домом. Я ужасно не люблю тратить время на транспорт и другие формы передвижения, и предпочитаю ходить пешком. Но если серьезно, то в то время даже намека не было об интернете и каких-либо других средствах связи как мобильные телефоны, и эта проблема для меня всегда была одной из самых насущных. Для меня всегда важно поддерживать контакт с теми, кто мне дорог и интересен. Я не из тех людей, которые могут долго сидеть дома и выбор факультета радиофизики был обусловлен моим интересом к вопросам коммуникации.  Одна из моих работ на выпускном курсе касалась световолоконной оптики. На тот момент это считалось одной из передовых технологий передачи связи на расстоянии. По своему диплому я инженер – физик в области диэлектриков и полупроводников. А полупроводники – это приемники, и это опять-таки вопрос обеспечения связи. В то время это были одни из самых передовых бытовых приборов. Я, будучи жутким меломаном, не расставалась со своим VEF 12 на полупроводниках. В те времена, долго слушать музыку по радиоточке было невозможно, а тем более, ту музыку, которая особенно меня интересовала.

    После окончания обучения нас, молодых специалистов, стали распределять по разным предприятиям, и я, таким образом, попала на завод «Светлана». В те годы это было мощное предприятие, где выпускали уникальные радиолампы. Но в пресловутые 90-е, когда вся страна стала разваливаться, моя инженерская карьера тоже рухнула. Мне стало невыносимо 8 часов в день проводить на работе, которую я не любила, где не было никакой возможности проявить собственную индивидуальность, и я сменила место работы. Был период, когда я даже стала работать на двух работах, работая иной раз даже в выходные.

— Какие другие увлечения у вас были?

— Я всю жизнь была и остаюсь меломаном. Я не просто слушала, но собирала и продолжаю собирать записи любимых музыкальных исполнителей. У меня просто менялись носители, где вся музыка накапливалась. Сначала, это были массивные катушки от магнитофона «Днепр 11» весом до 23 кг. Он достался мне от родителей, вместе с которым они путешествовали от Прибалтики до Камчатки, и потом перешел ко мне, за ним последовал магнитофон «Маяк 205», далее «Астра», после этого был проигрыватель «Мелодия 103»,  кассетники, и уже только в конце CD плееры и другие цифровые носители. Но я всегда хотела, чтобы моя любимая музыка была при мне. Я выискивала и находила все исполнения, которые меня волновали.

      Я также являюсь киноманом. В те времена увидеть хороший фильм было довольно сложно, особенно если это была новая кинокартина, идущая на большом экране. Но я очень старалась не упустить ни одного фильма. Например, мне удавалось увидеть фильмы на проходящем Московском международном кинофестивале. На премьере фильма Александра Сокурова «Одинокий голос человека» в Ленинграде меня в толчее за билетами даже чуть было не задавили. Как-то я познакомилась с таким кинокритиком итальянского кинематографа, как Георгий Богемский. Я рассказала ему, что приехала в Москву ради нового фильма, где играет Адриано Челентано, и что я, специально ради того, чтобы понимать его песни выучила итальянский язык. Я стала даже напевать их Богемскому. Это настолько впечатлило именитого кинематографиста, что тот в журнале «Искусство кино» в своей статье об итальянском кино, упомянул мое имя. Потом, спустя годы, в Ленинграде появились кинотеатры: «Кинематограф» в ДК им Кирова, и кинотеатр «Спартак» на Салтыкова-Щедрина. Только в этих местах с огромным трудом можно было посмотреть шедевры Андрея Тарковского, Федерико Феллини, Пьетро Джерми, Лукино Висконти, Виторио де Сика, Боба Фосса и других.   

  — В какой момент в вашей жизни появилась фотография?

— В детские годы у нас дома имелись несколько фотоаппаратов: два «Зенита Е» с «Индустаром» и «Гелиосом», «Киев», «Зоркий», «ФЕД». Спасибо моим родителям, что они с детских лет регулярно меня фотографировали. У нас по сей день сохранились семейные альбомы, которые с годами обретают все большую ценность. Уже в детские годы, среди всех имеющихся дома фотоаппаратов я выбрала аппарат «Зенит Е» и он стал моим вечным спутником повсюду, куда я ходила, я стала всюду брать его с собой. Я делала зарисовки природы, снимала выставки. Но все это делалось на ч\б пленке, которую я сама же проявляла и печатала в домашних условиях, в ванной комнате. И, как вы сами понимаете, насколько домашним не нравилось, что ванная комната в течение всего дня занята. Но я мечтала снимать в цвете, но в те годы в СССР практически невозможно было достать хорошей цветной пленки, и лаборатории по проявке и печати цветных фотографий у меня не было. Но с момента появления цифровых аппаратов все словно изменилось. С того дня, как только в середине 2000 годов у меня появился мой цифровой аппарат, я больше не выхожу из дома без него.

— Вы принимали участие в создании армянского объединения «Крунк». В чем оно заключалось?

— Как-то я познакомилась с художниками из армянской общины. В те дни я была помощником внештатного фотокорреспондента. Мне даже удалось побывать в мастерской известного ленинградского художника Завена Аршакуни, которая находилась на Васильевском острове в доме на Наличной улице. Я провела ряд фоторепортажей из его мастерской, которые в дальнейшем вошли в каталог живописных работ сообщества армянских художников «Крунк».

-Что бы вы могли рассказать о нем?

Наверное, на тот момент я не вполне понимала, что нахожусь в мастерской живой легенды, к сожалению, ныне уже ушедшей от нас… Мне запомнились его совсем не обычные для того времени произведения. Они были насыщенны красками, какой-то особенной теплотой, и обладали некой очень сильной позитивной энергетикой. Они, словно, были отражением самого сокровенного в его душе.

— Когда вы впервые приняли участие в выставке?

Впервые я участвовала в выставке, которая проходила в преддверии 100-летия петербургского дацана в 2013 году. На тот момент я уже не раз снимала ритуал по созданию и разрушению Мандалы, и моя фотография, сделанная в результате одного из моих репортажей попала на очень почетную выставку.

К слову, о первых удачных кадрах: кто был вашим первым редактором и критиком?

— Мне повезло. У меня был наставник, который научил меня прислушиваться к своему внутреннему цензору, внутреннему голосу. При виде чего-то необычного, я сначала вхожу в раж и снимаю его. Потом в процесс вступает голос внутреннего разума, и начинается дискуссия между двумя моими внутренними голосами. И она продолжается до тех пор, пока кадр не приобретет свою точную огранку, и только тогда я могу себе позволить считать эту тему решенной и позволить себе представить работу на обозрение другим зрителям. Как-то так.

Расскажите, как вам удалось стать победителем на выставке «В движении «?

—  Я всегда ездила на работу в автобусе. Сидишь, глядишь в окно едущего транспорта и в то же время передвигаешься по городу. Хотя я очень люблю метро, но путешествие в городском транспорте – это для меня всегда новое приключение. Однажды ранним утром, когда я вышла из автобуса и уже приближалась к месту работы, я увидела в тумане другой переполненный автобус. Я его сфотографировала и назвала эту свою фотографию «Утренний автобус». Эта работа выиграла 1 место и Диплом в номинации «В движении «.  На выставке принимали участие многие художники и фотографы, в том числе, знаменитый фотограф Юрий Дядюченко.

Какие темы для самореализации в творчестве вас больше всего привлекают?

— Сначала начинаешь с того, что кому-то подражаешь, думаешь   приобщиться к творчеству своего кумира. Но потом наступает момент, когда необходимо найти свой собственный путь, свой особенный стиль. Меня, как я убедилась, больше всего привлекает мир растений.

— Расскажите о своих персональных выставках

— В галерее «Борей» в 2016 году состоялась выставка «Вороны». Исследования ученых орнитологов показали, что вороны обладают высокоинтеллектуальными способностями и умеют обучаться. В течение многих лет я их снимаю. Другая выставка — «Мелодии цветов» проводилась на 3 х разных площадках: в ТП «Пальма», в креативном пространстве «Чайка» ул. Чайковского 11/2 (угол Моховой, особняк Строгановых), университет ИТМО, и в Экспо-Центре Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого.  Мы все куда-то спешим. Но стоит только остановиться и прислушаться, как можно обнаружить, все волшебство, которое происходит вокруг нас: солнечный зайчик прыгает по каплям дождя, можно услышать нежный перезвон колокольчиков луговых, тронутых ласковым ветерком, или услышать как зазвучит ландыш после летнего дождичка, а чашечки его цветков станут прозрачными и пропитаются росой, или как травка просочится сквозь их нежные лепестки, или можем прислушаться как песня каждого цветка или бутончика сольется с волшебством природы. Такова была концепция выставки «Мелодии цветов» и другой, представленной мной в Культурно-просветительском центре Spiro Creative Tandem на Марата 64 выставке «Тайная жизнь растений».

— На каких конкурсах вы побеждали?

— Я принимала участие во многих конкурсах. Моя фотография “Победитель дня» была опубликована в газете «Метро» в рамках ежедневного конкурса Metro Photo Challenge 2015.  В числе победителей (3 место) оказалась моя фотокартина на конкурсе «Крестный Ход 1209», на выставке в Александро-Невской Лавре я удостоилась Диплома за «Лучшее фото с историей».  На фотоконкурсе от «Арт Петербург» «Среда обитания», моя работа «Петербурженка» удостоилась первого места по итогам голосования посетителей выставки.  Недавно я была награждена Дипломом 2 степени Творческого Союза Художников (IFA) за серию работ на выставке «Восприятие 2019» в Доме Журналиста. По итогам Международного фотоконкурса 2019 — 100 BEST PHOTOS of the year на 35AWARDS я вошла в 100 лучших фотографов в номинации «Черно-белая фотография».

  — На каких фестивалях вы принимали участие?

— Я приняла участие на фестивале «Во власти неумолимой судьбы» к 170-летию со дня рождения французского писателя Луи Анри Буссенара (1847-1910) с фотоартом «Воздушная погоня» 2017, «Тургеневская осень» с фотоартом «Утро туманное» к 200-летию писателя в Информационно-досуговом центре «М-86» коллективной выставки-фестиваля «ЧАСТУШКА ЗВОНКА, А ХАЙКУ ТИХА…» в библиотеке «На Стремянной» (СПб, Стремянная ул., 20), 2018. Участвовала также на фестивале празднования Года Японии в России.

— Какие вам больше нравится делать фотографии, цветные или черно-белые?

— Я очень люблю снимать в цвете. Многие фотографы считают, что настоящая фотография, это всегда черно-белая.  Я не приверженка этого мнения. Но чтобы снимать в цвете, нужно уметь мыслить цветом. Окружающая нас природа обладает многоцветьем, почему же фотографу не передать мир в присущих ему тончайших оттенках, и таким образом выразить все свое восхищение его красотой. Другое дело, что бывают снимки, которые словно требуют, чтобы их делали черно-белыми.

— Самые главные составляющие хорошей фотографии по-вашему мнению?

— Фотограф — обладатель некого неуёмного внутреннего драйва. Важно не просто грамотно выставить экспозицию, соблюдая технические параметры, а передать в снимке свое внутреннее переживание.  Нужно снимать так, чтобы всем было понятно, что ты был не в силах не сделать этот снимок.  Пусть даже он получится немого сырым, или промазанным, но будет живым. Нужно уметь передавать посредством снимков свой кайф, чтобы предоставить возможность испытать то же чувство зрителям, делая их соучастниками своего творчества. Разве не в этом заключается основная задача художника, создающего произведение искусства?

Беседу вел: Арутюн Зулумян