«Наша Среда online» — Сергей Кургинян говорит, что Советскому Проекту была не свойственна метафизика. Я так понимаю, что в данном контексте речь идёт о высшей духовности. Раз без метафизики, то и произошел перекос в сторону потребления. Он также высказывает мысль, что спасти социализм можно было, соединив его с возвращенным в парадигму православием.
Но мы знаем, что во время Хрущева ставка была сделана не на правильных пастырей, а на подобных экуменисту о. Александру Меню. Разумеется, убийство его было связано с тем, чтобы демонизировать РПЦ. И подорвать доверие к православию после краха СССР, который случился через уже через год.
Да, в Советском Проекте не было метафизики, поэтому рациональность, как маятник, шатнулась в свою противоположность (А.Дюрис о сгущенном рацио, которое со временем действует как мутное стекло, через которое уже ничего не видно).
Зато без этой метафизики не обошлось в хрущевскую слякоть, а в «перестройку» это были потоки мутной воды. Это и была квазисоветская метафизика чёрная, прошитая оккультизмом, эзотерикой, сатанизмом. Даже наши стойкие коммунисты типа убитого Петра Мироновича Машерова давали странный крен: именно благодаря партизанившему в годы Великой Отечественной войны Машерову был допущен на экраны фильм «Иди и смотри» Э. Климова. Где героизм советского солдата подвергался искажению, уравнивался с гибелью фашистов. Какая дикая амбивалентность творилась в умах и душах людей!
Получилось, как и при любом кризисе: идеал расходится с реальностью из-за дефицита культурного и духовного потенциала.
Спектакль С.Кургиняна «Крот», который я на днях посмотрела в его театре «На досках», поставлен в форме античной мистерии. Идет четыре часа без антракта. Понятно, почему без перерыва — тут важна непрерывность театрального действия, точнее, духовного опыта, который Кургинян и актеры передают в зрительный зал.
Спектакль о генезисе «перестройки», начавшейся в оттепели. Поскольку мы до сих пор не имеем объективно написанной истории, режиссёр, он же автор пьесы, ставит перед собой цель восстановить связь времен театральными средствами.
Во вступительном слове он сказал: в античное время на Элевсинские мистерии люди шли через болото, кишащее змеями. Нужно было пройти инициацию, чтобы получить духовный опыт.
Кургинян говорил и о Ежи Гротовском, которого, как и его с молодости, интересовал паратеатр. С методом Гротовского я до конца не разобралась, там была связь с Г.Гурджиевым. Позже сам Гротовский отказался от ритуала, который провозгласил в статье «Театр и ритуал» в знаковом 1968 году. Так как через ритуал можно в театре манипулировать сознанием людей. Поэтому Гротовского в сторону, у Кургиняна свой метод.
Я смотрела у него два спектакля, и почувствовала колоссальную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Потому что ты пришел сюда не развлекаться и воспитываться, а за четыре часа стать другим человеком.
Конечно, непросто воспринимать чрезмерно артикулированную, порой экзальтированную речь героев, сильно концентрированное, сгущенное действие с время от времени вспыхивающими кульминациями — на то это и мистериальное странствие в лабиринтах истории.
В спектакле, конечно, был Хор, как мы помним, в греческом театре это один герой. И Хор здесь это наш единый советский народ, который принимает любую ложь и подлость, которую ему транслирует интеллигенция — собирательный образ ее выражен в Евтушенко (Евтухе). Его гениально играет Э. Крюков, хотя кургиняновские спектакли всегда ансамблевые и в некотором смысле это один организм, это подчёркивает и то, что актёры играют в униформе.
Историк Андрей Фурсов в эти недели, кстати, много пишет о наших эстрадниках 1960-х, назначенных гениями и властителями дум. Хотя по прошествии времени их фигуры сильно потускнели.
Я помню, как Олеся Николаева привела в Литературный институт Евгения Евтушенко, году эдак в 2007 ом. Точно не помню. Что называется, люди стояли в проходах, и сам Евтушенко, как вы догадываетесь, был наряжен в клоунскую рубаху. Организаторы встречи зачем-то поставили перед ним на столике чай и кусок торта. Он читал стихи в своей размашистой манере и потом прервался. В этот момент кто-то подскочил: «Не хотите ли съесть свой кусок торта? «. И он, конечно, отказался.
Если честно, никогда не думала о том, что Евтушенко в таких дозах лил воду на мельницы врагов России. Эта черная метафизика разрушения так сложна, что открывается десятилетиями и слоями. Все это с трудом укладывается в умозрении, а душой принять многое вообще не возможно. Скажем, можно принять евтушенковский пафос на тему танков в Праге ( видимо, нашей творческой интеллигенции фашистские «тигры» были предпочтительнее). Но совершенно невозможно принять его стихотворение о Беслане. Вот так в скоморошечьей рубахе можно было оттоптаться на трагедии осетинского народа под видом «гуманиста».
Я в прошлом году была в этой школе. Мы сидели в гостевом доме на Плиева с осетинскими мужиками, они пили в кафе, и меня позвали поговорить. После того, как я сказала, что мне надо в Беслан, один сразу как будто протрезвел и помрачнел и сказал, что он мне оплатит такси, потому что я еду туда, куда он ездить не может.
Многие осетины действительно были на месте трагедии один раз и больше не могут. Это неизбывная боль. Она не приглушается по прошествии времени.
Я вышла к такси, и эти мужики посадили меня, дали пакеты с едой из Макдональдса.
Я приехала в школу, зашла туда и слезы сразу залили лицо. Тут такая концентрация боли, что иначе не выдержать. Я не понимаю, как Евтушенко мог написать это кощунственное стихотворение, конечно, пожалев детей, но главным месседжем его стала опять антисталинщина: потому что, по его мнению, кровавый Сталин отправлял чеченцев эшелонами в депортацию и поэтому их дети, сидя в утробах матерей, уже звенели там прикладами автоматов.
Вероятно, евтушенкам было неизвестно, что ваххабизм — это британский проект, и начался он не из-за депортаций во время войны, что нужно было делать, а вообще чтобы вывести арабов из многовековой спячки, сделать из них врагов русских задолго до рождения Сталина.
В спектакле «Крот» ( метафора многозначная: тут и невидимая советским и постсоветским людям подземная, почти хтоническая сила, и рытье хода, из которого нам всем можно выйти на свет) реквизита не так много, но очень сильно на эмоции действует букет гвоздик.
Они то возлагаются на могилы, то вновь собираются и используются в ведьминских обрядах…
Героями спектакля становятся Сталин (Г. Кривошапкин), Троцкий (М. Нестерюк), политики, богема, Мать героя (А. Кудинова). Герой ( И. Росляков) встречается с ушедшей в мир иной матерью, благодаря которой он пытается постичь, что же произошло со всеми ними и великой страной в далёком прошлом.