c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Июн 1st, 2025

Николай Никогосян: «Третий портрет от Сарьяна появился неожиданно»

Май 30, 2025
Фото Бориса Долматовского

К 145-летию выдающегося армянского, советского художника, графика, сценографа Мартироса Сергеевича (Саркисовича) Сарьяна «Наша Среда онлайн» публикует фрагмент воспоминаний Николая Никогосяна. Николай Багратович Никогосян  — советский, армянский и российский скульптор, художник-живописец, график, педагог. Народный художник СССР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1977).

Третий портрет появился совершенно неожиданно и для меня, и для Сарьяна.

Я, наконец, получил трехкомнатную квартиру в высотном доме на площади Восстания, который украшен моими скульптурами. Каким-то образом эта новость дошла до Еревана, и я получил телеграмму от Сарьяна. Вот тогда мы с Тамарой и решили устроить новоселье в честь Сарьяна, когда он приедет в Москву. Стали думать, кого же позвать, чтобы Мартиросу Сергеевичу было не скучно. Прежде всего, конечно, Павла Варфоломеевича Кузнецова – они давние друзья, еще с тех пор, когда были учениками великого Валентина Серова. Обязательно приглашу моего учителя Александра Терентьевича Матвеева и его жену Зою Яковлевну. Это была моя давняя мечта. Я знал, что журнал «Золотое руно» когда-то устроил три выставки, участниками которых были Сарьян, Кузнецов, Матвеев – вот пусть они встретятся, вспомнят былое. Надо пригласить Михаила Владимировича Алпатова, выдающегося знатока искусства, из искусствоведов мало кто, как он, так глубоко и тонко чувствовал творчество Сарьяна. И хорошо бы, если бы вечер украсила своей красотой Сарра Дмитриевна Лебедева – царственная женщина, один из лучших наших скульпторов. Ее портрет Михоэлса поразил меня. А ее Чкалов! Как она умеет даже в эскизе передать весь характер!

И вот назначенный день. Звонок в дверь. Открываю: Мартирос Сергеевич и Люсик Лазаревна.

-А где гости? Мы что, самые первые?

Что делать? Мы ждали гостей к семи, а сейчас только полшестого. Ничего. Веду Сарьяна в комнату, где стоит мольберт с холстом, готовая палитра.

-Мартирос Сергеевич, гости придут еще нескоро. Может быть, вы хотите поработать?

-Неплохая идея. Все лучше, чем сидеть и ждать. Так… А краски ты еще не научился класть на палитру. Все соскреби, хорошо вычисти, я сам положу краски – учись, пока жив Мартирос, и знай: синий – холодный цвет, рядом должен быть обязательно горячий тон – желтый, оранжевый, киноварь, а вот охра, зеленый и черный не должны мешать, им место на краю. Так…Теперь можно начинать. А что у тебя за кисти? Дай новые!

-А на каком фоне вы будете меня писать?

-Фон не нужен. Сиди и говори. Я начинаю. А почему ты именно сегодня позвал нас в гости?

Я сказал, по какому случаю и кого именно пригласил.

-Мартирос Сергеевич, вы все замечательные художники, вы любите друг друга, а видитесь редко. Вот я хочу, чтобы вы встретились. А Тамара всех нас вкусно угостит.

-Тогда придется постараться, — улыбнулся Сарьян. – Пусть этот портрет будет моим подарком. Повесишь его вот сюда.

Когда пришли остальные гости, портрет был готов. Все удивились, узнав, что полтора часа назад его и в помине не было. Особенно портрет понравился Алпатову.

-Мартирос, и кому же будет принадлежать эта работа? – спросил он.

-Картина уже моя, — гордо сказал я.

Мой ответ развеселил Павла Варфоломеевича Кузнецова.

-Не поверю, чтобы Мартирос так легко расстался со своей работой!

-Значит, он любит Никогосяна, — объяснила щедрость мастера Сарра Дмитриевна.

-Надо не только любить Николая, но и хорошо знать его, чтобы так быстро создать столь выразительный портрет, — восхищался Алпатов.

В общем, получился великолепный вечер. У всех было такое возвышенное настроение, какое мне редко доводилось видеть.

Источник: Никогосян Н.Б. «Пластика жизни. Записки разных лет» М., 2018